Каким цветом луна?

КАКОГО ЦВЕТА ЛУНА? Часть 1

Леонид Коновалов

Оригинал статьи размещён на вебсайте Леонида Коновалова КАКОГО ЦВЕТА ЛУННЫЙ ГРУНТ. Английский перевод статьи: What Colour is the Moon? Part 1

Как на самом деле выглядит грунт Луны? Действительно ли реголит совершенно серый, как мы видим на большинстве фотографий лунных миссий Аполлонов, или все же грунт Луны коричневый? Черно-белая Луна или цветная? Кто-то на форумах утверждал, что грунт Луны похож на чернозём.

Чтобы разобраться в подобных вопросах, я поступил очень просто. Поскольку известен средний коэффициент отражения лунного грунта, альбедо 7-8%, то с помощью эталонной серой шкалы и профессионального яркомера, используемого кинооператорами для определения экспозиции, я подобрал такой же по яркости объект, как и лунный реголит. Использовал для этого землю под окном. Но поскольку влажная земля оказалась немного темнее нужных 7-8%, пришлось ее смешать с небольшим количеством цемента. И вот что получилось.

А чтобы точно определить именно цвет лунного реголита, а не только его яркость, воспользовался имеющимся у нас на кафедре института кинематографии спектрофотометром X-Rite dtp-41.

С его помощью я подобрал материал, наиболее близко повторяющий графики спектрального отражения, взятые из книги «Лунный грунт из Моря Изобилия». Отчертил двумя линиями участок видимого диапазона, от 400 до 700 нм (на рисунке – это две синие линии).

В видимом диапазоне кривая спектрального отражения лунного грунта поднимается почти линейно вверх, причем в синей зоне спектра коэффициент отражения меньше, а в красной зоне — больше, что однозначно говорит о том, что грунт Луны не серый, а коричневый. Численные значения трех линий, соответствующие диффузному коэффициенту грунта Моря Изобилия (Луна-16), грунта Моря Спокойствия (А-11) и грунта Океана Бурь, перенес в программу Exel. Из коробки пластилина достал темно-коричневый кусок. Оказалось, что интегральный коэффициент отражения темно-коричневого пластилина такой же, как и у грунта лунных морей.

Вот только цвет пластилина более насыщенный, чем цвет лунной поверхности. Поэтому путем добавления в коричневый пластилин небольшого количества голубого пластилина я снизил насыщенность цвета (повысил отражаемость в сине-зеленой зоне). А добавлением вкраплений черного пластилина снизил общий коэффициент отражения. После тщательного раскатывания пластилина до однородной массы и промера на спектрофотометре, получил почти такую же кривую спектрального отражения, как у образцов лунного грунта из Моря Спокойствия миссии Аполлон-11.

Для сравнения кубик, схожий по цвету с лунным грунтом, сфотографировал вместе с эталонной серой шкалой Кодак. Вот какой цвет имеют лунные моря — как на кубике справа. Таким должно выглядеть Море Спокойствия, куда по легенде прилунился «Аполлон-11».

Для получения адекватного представления о цвете, пластилиновые кубики разложены на серой шкале (Kodak Gray Card) с коэффициентом отражения 18%. Фотография отнормирована по серому полю. В пространстве s-RGB такое серое поле с 8-битной глубиной цвета должно иметь значения 116-118. Поэтому могу сказать, что на ниже приведённой фотографии (снятой, по видимому, автоматическим зондом за два года до полета Аполлонов) цвет поверхности Луны передан правильно.

Под этим снимком почему-то стоит подпись: «View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moonss_horizon», как будто это снимок сделан астронавтами миссии «Аполлон-11» в 1969 году.

Мы же видели, что астронавты привезли снимки с другим цветом лунного реголита:

Очень многих обескуражил тот факт, что Луна оказалась не просто серой, а серо-голубой и серо-фиолетовой, но никак не коричневой.

На снимке ниже — Баз Олдрин на Луне (экспедиция Аполлон-11, июль 1969 г.).

Луна в цвете (современный фотоснимок):

У меня есть основания полагать, что решение о том, что лунный грунт на снимках высадки астронавтов на Луну будет совершенно серым, было принято за два или три года до начала лунных экспедиций, в 1966 или 1967 году на основе снимков «Сервейера». И под такой серый грунт стали готовить павильонные съемки для имитации высадки на Луну людей.

Чуть ниже я объясню, почему грунт на снимках получился совершенно серым. Сделать мне это несложно, поскольку несколько лет я преподаю дисциплину «Цветоведение» в институте кинематографии, и вопросы цветоискажений — моя любимая тема.

Продолжение следует…

Смотрите также: «Разрушители легенд» пойманы на жульничестве

Об авторе:

Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей — «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы — кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете — «Теория и практика монтажа». Является доцентом.

Казалось бы, какой странный вопрос – какого цвета Луна. Все прекрасно видели, что она желтая, а если смотреть в телескоп – сплошь серая, только местами темнее или светлее. И фотографии подтверждают… Но не все так просто. Если посмотреть на фотографии Луны в естественном цвете, то ясно видны коричневые оттенки.

Любительское фото Луны, сделанное с использованием светофильтров и обработанное. Видны участки, цвет которых не такой уж и серый.

Кстати, на этом факте основана и теория, что американцы на Луне не были, и все их снимки постановочные. Они якобы взяли и сделали фон везде серый, а на самом деле он там совсем другой, коричневый. Недосмотрели, бракоделы…

Какого цвета Луна на самом деле?

Сейчас наш спутник изучен гораздо лучше, чем несколько десятилетий назад. Сейчас точно известно, что в прошлом Луна была геологически активной, на ней извергались вулканы и текли реки лавы, превращаясь в моря. Луна испытала на себе тысячи мощнейших ударов астероидов, которые образовали гигантские кратеры в километры глубиной, и выбросили на поверхность миллионы тонн породы с глубины.

Современные геологические карты Луны, составленные по данным множества спутников, говорят, что состав её очень неоднороден. Поэтому и поверхность должна иметь явно не монотонный серый цвет. Разнообразие пород, как и на Земле, должно давать разные оттенки поверхности.

На самом деле это отчасти так и есть. Вот фото Луны в реальном цвете, сделанное с аппарата Galileo, и здесь четко видно, что лунная поверхность имеет разный цвет в разных местах. Хотя на самом деле все не так выражено, цвета немного усилены для большей наглядности, но сути дела это не меняет – они реально такие.

Луна в реальном цвете.

Такие снимки Луны могут делать и успешно делают и любители астрономии. Для этого используются фильтры и делается фотография в красном, синем и зеленом цвете. Если их потом сложить и обработать на компьютере, получится Луна в реальном цвете. Но человеческий глаз её такой не видит.

Разнообразие цветов и пород на Луне подтверждают и привезенные оттуда образцы – советским зондом «Луна-16» и американскими астронавтами. Доставлены сотни килограмм лунной породы, и состав её весьма разнообразен. Встречаются там камни и серые, и коричневые, и даже голубые.

Образцы лунной породы, доставленные на Землю, имеют разный цвет.

Почему Луна выглядит серой?

Все объясняется очень просто – Лунная поверхность покрыта слоем пыли – риголита. Марс покрыт красной пылью, и мы видим его красным, а Луна – серой пылью, и мы видим её серой.

Но откуда на Луне пыль, и как она может покрыть всю поверхность? На Марсе всё понятно – там есть атмосфера и есть мощные бури, которые переносят пыль и песок на огромные расстояния. Но на Луне нет атмосферы.

На самом деле атмосфера на Луне есть, хотя и очень разреженная – там воздух имеет такую же плотность, как на орбите МКС, то есть это практически вакуум, но не совсем. А источник пыли – метеориты, обильно падающие на поверхность и поднимающие массу мелких частиц. Из-за небольшой гравитации эта пыль может разлетаться во все стороны на большие расстояния, оседая в сотнях и тысячах километров от места удара.

Свечение пыли в лунной атмосфере обнаруживалось неоднократно как астронавтами, так и различными спутниками. Так что её наличие – вовсе не выдумки, а доказанный факт.

Свечение лунной пыли в разреженной атмосфере, снятое в разное время.

Миллиарды лет распространения этой пыли и её перемешивания и привели к тому, что Луна сейчас покрыта более-менее однородным серым слоем. Конечно, толщина его небольшая, и он не может скрыть слишком уж яркие или тёмные детали местности, да и на склонах пыль плохо задерживается. Поэтому некоторое разнообразие цветов мы все-таки видим, но все-равно это серые оттенки.

Какого цвета Луна под пылевым слоем

Если мы посмотрим на участки лунной поверхности, расчищенные от пыли, то увидим, что там цвет совсем другой. Для контроля астронавты после миссии Аполло-11 брали с собой специальный цветовой индикатор – «гномон», который позволяет оценивать цвет пород более объективно. Вот он на фоне лунной поверхности:

Гномон — индикатор цвета, на лунной поверхности.

А вот гномон в музее. Если сравнивать эти два снимка, то легко заметить, что на Луне цвета выглядят более блекло и «серее», чем на Земле. Возможно, играет роль контраст и наличие плотной атмосферы, которая тоже обладает немалыми оптическими свойствами.

Гномон в музее.

А вот фото с Apollo-17 с установленным гномоном. Здесь часть лунной поверхности очищена от пыли и ясно видно, что она вовсе не серая.

Ясно видны рыжеватые участки лунной поверхности.

Если снизить интенсивность освещения, то контраст станет лучше. Пересвеченность – вообще общая беда лунных снимков. Слишком уж резкие перепады между освещенными объектами, и теми, что находятся в тени.

Если понизить освещенность, цвета становятся более насыщенными и реальными.

Как видим, здесь и цвета гномона стали более реальными, и цвет лунной поверхности виден лучше. Этот снимок лучше передает то, что видели астронавты в реальности своими глазами. Фотокамера слишком засветила многие детали.

ru_fenomen

На снимках, переданных «Нефритовым зайцем», поверхность нашего естественного спутника почему-то предстает коричневой, а не серой.
11:33 Первое загадочное открытие китайского лунохода: Луна не того цвета, что была у американцев На снимках, переданных «Нефритовым зайцем», поверхность нашего естественного спутника почему-то предстает коричневой, а не серой. Китайский луноход — Нефритовый заяц — съезжает на коричневую поверхность Луны. Фото: Синьхуа
Китайцы сфотографировали поверхность Луны и без зайца — она коричневая
Американский луноход экспедиции Аполлон-17 — ездит по серой Луне. Фото: НАСА
Луна — серая, но в шлеме отражается коричневая. Фото: НАСА

Взгляните на стекло шлема. В нем отражается и лунный модуль, и поверхность, на которой тот стоит. Поверхность коричневая. Как на китайских снимках 2013 года. И похоже, что это и есть реальный цвет Луны (из журнала hlivejournal.com)
— Я не знаю зачем в НАСА отбеливали снимки, — говорит известный американский исследователь аномальных явлений Джозеф Скиппер. — Наверное, что-то скрывают. Ведь, как правило, убирая натуральный цвет объекта, маскируют его структуру. А структура, в свою очередь, может выдать некие подробности, которые не должны попадать в поле зрения непосвященных. По мнению исследователя, часть фото с флагом просто не обработали по недосмотру. И подвох вскрылся. А китайцы вообще ничего не обрабатывали. Не знали, что так положено. Американцы их не предупредили.
В пользу того, что Луна коричневая свидетельствовали и члены экипажа «Аполлона-10». Тогда в мае 1969 года пилотом лунного модуля был тот же Юджин Сернан, командиром — Томас Стаффорд, пилотом командного модуля — Джон Янг. Астронавты выбирали место посадки для Нейла Армстронга и Базза Олдрина, которые должны были первыми ступить на Луну… Сернан и Стаффорд, отстыковались от командного модуля и приблизились к поверхности на 100 метров. Рассмотрели ее цвет в подробностях. О чем составили подробный отчет. И пофотографировали. В отчете экипажа «Аполлона-10», простите за каламбур, черным по белому написано, что Луна местами то светло-коричневая, то рыжевато-коричневая, то цвета темного шоколада. Но никак не серая.
Поверхность Луны, снятая с борта Аполлона-10. Фото: НАСА
ЗХЖ: Китайцы подтвердили то, о чем много раз писалось ранее.
Например вот статья 2010 года на КП:
НАСА зачем-то скрывает истинный цвет нашей соседки
НЕТ, ОНА НЕ СЕРЕБРИСТАЯ
Какого цвета Луна? Дурацкий вопрос, казалось бы. Вон она — видна на небе. Серебристая. Местами серая. Но это — издали. С такого расстояния, с какого мы смотрим на Луну с Земли, любое космическое тело, лишенное растительности, атмосферы и воды, будет серебриться, отражая солнечный свет. Иное дело — наша планета. Она отсвечивает белыми облаками и синими океанами.
Если посмотреть на фото, которые наснимали, будучи на Луне, американские астронавты, то и вблизи она либо белая, либо серовато-серебристая на солнце. А в тени — темная. Словом, черно-белая. Как в старом кино.
— Странно, что на снимках Луна совсем лишена цвета. Не может быть, чтобы местная почва везде была одинаково серой, — недоумевает известный исследователь аномальных явлений Джозеф Скиппер. И подозревает НАСА в подвохе, который по загадочной причине длится уже много лет. Подвох же, по мнению Скиппера, в том, что все лунные снимки, выложенные на официальных сайтах в свободном доступе, обработаны. Со всех зачем-то вытравлен реальный цвет объектов на поверхности Луны.
ЛУНА? ОНА — КОРИЧНЕВАЯ
Помимо коричневой почвы, там еще виден какой-то гномик. Но скорее всего, это Шмит, а не какой-нибудь инопланетянин. Просто исказился, словно в кривом зеркале. Помимо коричневой почвы, там еще виден какой-то гномик. Но скорее всего, это Шмит, а не какой-нибудь инопланетянин. Просто исказился, словно в кривом зеркале.

Недавно исследователь нашел снимок, который подтвердил его конспирологическую гипотезу. На сайте НАСА он находится по адресу (http://history.nasa.gov/alsj/a17/AS17-134-20387HR.jpg).
На снимке Юджин Сернан — командир экипажа «Аполлона-17», который побывал на Луне в декабре 1972 года. Высадился вместе с пилотом лунного модуля Харрисоном Шмитом.
Сернан устанавливает американский флаг и сам себя фотографирует, держа камеру в вытянутой руке. Шмит ходит вокруг лунного модуля, который находится перед Сернаном.
И флаг, и скафандр астронавта получились яркими и красочными. А лунная поверхность — черно-белой. Как обычно.
Но внимание!
Взгляните на стекло шлема. В нем отражается и лунный модуль, и поверхность, на которой тот стоит.
Снимок с борта «Аполлона-10»: восход голубой Земли над коричневой Луной.
Поверхность коричневая. И это реальный цвет Луны.
— Я не знаю, зачем в НАСА отбеливают снимки, — говорит Джозеф Скиппер. — Наверное, что-то скрывают. Ведь, как правило, убирая натуральный цвет объекта, маскируют его структуру. А структура, в свою очередь, может выдать некие подробности, которые не должны попадать в поле зрения непосвященных.
По мнению исследователя, часть фото с флагом просто не обработали по недосмотру. И подвох вскрылся.
ПРАВДИВЫЕ РЕБЯТА С «АПОЛЛОНА-10»
Судить о «правильном» цвете целой Луны по одному лишь отражению в стекле шлема было бы опрометчиво. Мало ли что там коричневое отразилось. Однако существуют и другие «улики». Самые главные — это свидетельства членов экипажа «Аполлона-10». Тогда, в мае 1969 года, пилотом лунного модуля был тот же Юджин Сернан, командиром — Томас Стаффорд, пилотом командного модуля — Джон Янг. Астронавты выбирали место посадки для Нейла Армстронга и Базза Олдрина, которые должны были первыми ступить на Луну спустя всего пару месяцев.
Сернан и Стаффорд отстыковались от командного модуля и приблизились к поверхности на 100 метров. Рассмотрели ее цвет в подробностях. О чем составили подробный отчет. И пофотографировали.
В отчете экипажа «Аполлона-10», простите за каламбур, черным по белому написано, что Луна местами то светло-коричневая, то рыжевато-коричневая, то цвета темного шоколада. Но никак не серая.
На этом снимке Луна вообще зеленая…
А на некоторых снимках, сделанных с борта «Аполлона-10», она вообще зеленая с ярко-рыжими вкраплениями.
Странно, но фото Сернана, Стаффорда и Янга стали последними, на которых Луна имела цвет. Далее, начиная с первой высадки американцев, она стала черно-белой.
Кстати, нечто удивительное по цвету нашли и астронавты с «Аполлона-17» прямо рядом с местом посадки. Об этом есть даже подробное видео (см. на сайте kp.ru). Увы, саму находку американцы не показывают. Но отчетливо слышны восторженные и много раз повторяющиеся выкрики: «Не могу поверить… Это невероятно… Она оранжевая… Будто здесь что-то проржавело». Речь идет о почве, которую астронавты пытаются собрать в мешочек. Наверное, ее привезли на Землю. Но что собой представляла находка, никто до сих пор не сообщил.
Вот тут можно посмотреть

официальный отчет «Аполлона-10»

Весьма наблюдательные люди наверняка замечали, что Луна не всегда имеет одинаковый цвет, и даже размер её иногда может разниться. Однако не многие знают о том, почему Луна изменяет данные параметры. И сегодня мы разберемся в этом.

Для начала стоит сказать, что свои цвет и габариты наш спутник, безусловно, не меняет. То, что мы имеем возможность наблюдать его в разном виде – лишь оптическая иллюзия.

Почему Луна бывает желтая

Достаточно часто мы имеем возможность наблюдать Луну желтого цвета, и первый вопрос, с которым мы разберемся, заключается в том, почему Луна бывает желтого цвета.

Важно понимать, что оригинальный оттенок нашего естественного спутника – бело-серый. Как известно, свет, излучаемый Луной – это лишь отражение солнечных лучей от специфической поверхности нашего спутника. Сразу после отражения на поверхности Луны, лучи отправляются на Землю.

Здесь их и встречает наша атмосфера – невидимая броня планеты.Именно в атмосфере происходит рассеивание лучей, направляемых на поверхность Земли с Луны. А короткие волны, как известно, рассеиваются быстрее. К их числу можно отнести голубые цвета. Что же касается желтого и красного оттенков, относящихся к длинным волнам, то их процесс рассеивания более сложен, поэтому мы и имеем возможность наблюдать Луну желтого цвета, а иногда – даже красного.

Этот же ответ будет и на вопрос о том, почему Солнце белого цвета, а Луна – желтого. Впрочем, действительно цвет нашего естественного светила приближен к белому, а после прохождения через атмосферу зачастую мы видим его желтоватым.

Кстати, что касается желтого цвета Луны, то наиболее вероятной возможность наблюдения спутника именно в такой гамме бывает во влажные дни, после дождя. Это объясняется тем, что условия повышенной влажности и давления способствуют поглощению световых волн и сохранению желтого оттенка Луны.

Какого цвета поверхность Луны на самом деле?

На переданных китайским луноходом «Нефритовый заяц» снимках поверхность Луны имеет коричневый цвет. После экспедиции американских астронавтов «Аполлон-17» надолго укрепилось мнение о том, что Луна серого цвета. Ведь об этом свидетельствовали многочисленные фотографии.

На различие цвета Луны на фото разных лет обратил внимание Джозеф Скиппер (Joseph P. Skipper), исследователь аномальных явлений из Америки.

Он даже высказал предположение о том, что NASA, по известным только самому космическому агентству причинам, обработала снимки, привезенные астронавтами после первой экспедиции на Луну.

В качестве подтверждения своей теории он предлагает обратить внимание на фото, сделанное участником «Аполлона-17» Юджином Сернаном (Eugene Andrew Cernan). Космонавт фотографирует себя сам, устанавливая флаг. При этом скафандр и флаг на снимке получились яркими и насыщенными по цвету, в то время как лунная поверхность выглядит черно-белой.

Настораживает тот факт, что в шлеме астронавта отражается коричневая поверхность, такая же, как на переданных китайским луноходом фото.

По версии Джозефа Скиппера, обработка снимков понадобилась NASA, чтобы скрыть какие-то детали рельефа местности. Ведь именно структура зачастую позволяет получить информацию, которую, видимо, хотели утаить. Однако достоянием общественности уже во время экспедиции «Аполлон-17» стали сообщения астронавтов о том, что они берут пробы оранжевой, будто ржавой почвы. Хотя до сих пор неизвестно, как же все-таки выглядели эти пробы.

В 1969 году версия о том, что поверхность Луны все же коричневая, нашла подтверждение и в словах членов экспедиции «Аполлон-10», которые вспоминали ее, как местами светло-коричневую, местами рыже-коричневую и темно-шоколадную, а кое-где даже зеленую с вкраплениями рыжины.

Алексей Леонов, советский космонавт, друживший с Томасом Стаффордом, участником «Аполлона-10», говорил о том, что искажение цвета лунной поверхности на первых сделанных фото можно объяснить не тайнами NASA, а спецификой светочувствительного материала – пленки. К тому же Луна имеет отражательную способность. Да и само зрительное восприятие цвета глазом человека, как известно, очень индивидуально и субъективно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *