Круговороты в природе

3 класс. Окружающий мир. Круговорот воды в природе — Круговорот воды в природе

Вода – самое боль­шое бо­гат­ство на Земле, ведь она – непре­мен­ное усло­вие жизни.

Рис. 1. Боль­шой Ба­рьер­ный риф. Ко­рал­лы, рыбы (Ис­точ­ник)

Вода – та­лант­ли­вый ху­дож­ник при­ро­ды, по­то­му что имен­но во­дя­ной пар, рас­се­ян­ный в воз­ду­хе поз­во­ля­ет нам вос­при­ни­мать ве­ли­ко­ле­пие кра­сок за­ка­та и вос­хо­да солн­ца.

Рис. 2. Закат (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Рас­свет (Ис­точ­ник)

Вода – ис­кус­ный стро­и­тель, по­сто­ян­но ме­ня­ю­щий облик Земли.

Рис. 4. Алтай (Ис­точ­ник)

Вода – глав­ное ве­ще­ство в при­ро­де, одно из ее чудес.

Рис. 5. Во­до­пад Игуа­су (Ис­точ­ник)

2. Свойства воды

Обыч­но твер­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек же­ле­за тонет в рас­плав­лен­ном же­ле­зе, а свин­цо­вый кубик тонет в рас­плав­лен­ном свин­це. Лед не тонет в воде.

Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­кость с водой, он не уто­нет, а будет пла­вать на по­верх­но­сти. При за­мер­за­нии вода за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем пре­жде; она рас­ши­ря­ет­ся, по­это­му лед легче воды.

Уже од­но­го этого свой­ства до­ста­точ­но, чтобы вы­де­лить лед, твер­дое со­сто­я­ние воды, из ряда твер­дых ве­ществ как ис­клю­че­ние.

Рис. 6. Лед пла­ва­ет на по­верх­но­сти воды (Ис­точ­ник)

3. Состояния воды

Еще одно за­ме­ча­тель­ное свой­ство воды – это воз­мож­ность пре­бы­вать од­но­вре­мен­но во всех трех со­сто­я­ни­ях и пе­ре­хо­дить из од­но­го в дру­гое (из твер­до­го – в жид­кое, из жид­ко­го – в га­зо­об­раз­ное и твер­дое и т.д.).

Рис. 7. Об­ла­ко – во­дя­ной пар, капли воды и льдин­ки (Ис­точ­ник)

В этом можно убе­дить­ся даже в бы­то­вых усло­ви­ях: на крыш­ке ка­стрюли с ки­пя­щей водой есть капли воды – это во­дя­ной пар, ко­то­рый ис­па­рил­ся с по­верх­но­сти на­гре­той воды и охла­дил­ся в воз­ду­хе, снова пре­вра­тив­шись в воду. Если стрях­нуть эти ка­пель­ки в воду, со вре­ме­нем они снова пре­вра­тят­ся в пар, а потом – опять в воду. Это – кру­го­во­рот воды в ка­стрю­ле, сто­я­щей на плите.

Рис. 8. Ка­стрю­ля с ки­пя­щей водой (Ис­точ­ник)

4. Круговорот воды в природе

В при­ро­де тоже про­ис­хо­дит кру­го­во­рот воды. Дви­жу­щая сила пе­ре­ме­ще­ний воды – это сол­неч­ное тепло. Солн­це на­гре­ва­ет воду, ко­то­рая в при­ро­де на­хо­дит­ся по­всю­ду – в реках, озе­рах, морях, оке­а­нах, почве, под зем­лей; роса, туман и об­ла­ка – это тоже туман. Вода есть во всех живых ор­га­низ­мах.

Солн­це на­гре­ва­ет воду, и она ис­па­ря­ет­ся с по­верх­но­сти во­до­е­мов, почвы, рас­те­ний. На­при­мер, летом лес ис­па­ря­ет влаги боль­ше, чем озеро той же пло­ща­ди. Боль­шую часть пара ис­па­ря­ет ми­ро­вой океан. Вода в нем со­ле­ная, а та, ко­то­рая ис­па­ря­ет­ся с его по­верх­но­сти – прес­ная.

Таким об­ра­зом, океан – ми­ро­вая фаб­ри­ка прес­ной воды, без ко­то­рой жизнь на Земле невоз­мож­на.

Рис. 9. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Теп­лый во­дя­ной пар под­ни­ма­ет­ся вверх, где тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха зна­чи­тель­но хо­лод­нее, 0 гра­ду­сов, по­это­му гор­ные вер­ши­ны все­гда по­кры­ты сне­гом и льдом. Ввер­ху во­дя­ной пар охла­жда­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в мель­чай­шие ка­пель­ки воды и льдин­ки.

Рис. 10. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Из них об­ра­зу­ют­ся об­ла­ка,

Рис. 11. Об­ла­ка (Ис­точ­ник)

ко­то­рые ветер несет по небу, по­сте­пен­но влаги ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше, об­ла­ка пре­вра­ща­ют­ся в тучи,

Рис. 12. Тучи (Ис­точ­ник)

и вода воз­вра­ща­ет­ся на по­верх­ность земли в виде дождя, снега и града.

Рис. 13. Дождь (Ис­точ­ник)

Рис. 14. Снег (Ис­точ­ник)

Рис. 15. Град (Ис­точ­ник)

Осад­ки вы­па­да­ют да­ле­ко от того места, где ис­па­ри­лась эта вода.

5. Свойства воды, делающие круговорот воды в природе возможным

На этом пу­те­ше­ствие воды не за­кан­чи­ва­ет­ся, она сте­ка­ет с хол­мов и воз­вы­шен­но­стей, об­ра­зуя ручьи, ко­то­рые пи­та­ют реки, а реки впа­да­ют в моря и оке­а­ны, вос­пол­няя по­те­ри при ис­па­ре­нии, от­ку­да вода снова ис­па­ря­ет­ся и все по­вто­ря­ет­ся снова и снова.

Неко­то­рая часть воды, вы­пав­шей в виде осад­ков, про­са­чи­ва­ет­ся сквозь почву до во­до­упор­но­го слоя глины и вы­хо­дит на по­верх­ность в виде род­ни­ков. Под­зем­ные (грун­то­вые) воды тоже сте­ка­ют в реки и ми­ро­вой океан. Это очень важ­ная часть кру­го­во­ро­та воды в при­ро­де. Если бы не было грун­то­вых вод, реки пе­ре­сы­ха­ли бы и на­пол­ня­лись водой лишь после дождя и та­я­ния снега.

Рис. 16. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Не вся вода воз­вра­ща­ет­ся с суши в океан од­но­вре­мен­но. Доль­ше всего она за­дер­жи­ва­ет­ся в лед­ни­ках (на сотни тысяч лет) и глу­бо­ко за­ле­га­ю­щих под­зем­ных водах.

Корни де­ре­вьев впи­ты­ва­ют капли воды с рас­тво­рен­ны­ми в ней ми­не­ра­ла­ми и по­лез­ны­ми ве­ще­ства­ми, питая ствол и ли­стья. Солн­це на­гре­ва­ет ли­стья, и влага ис­па­ря­ет­ся с их по­верх­но­сти.

Рис. 17. Капли воды на ли­стьях (Ис­точ­ник)

Так со­вер­ша­ет­ся бес­пре­рыв­ный кру­го­во­рот воды в при­ро­де. Вода по­сто­ян­но «пу­те­ше­ству­ет», но при этом ее общее ко­ли­че­ство оста­ет­ся неиз­мен­ным.

На­зо­вем свой­ства воды, без ко­то­рых кру­го­во­рот воды в при­ро­де был бы невоз­мож­ным:

1. Пе­ре­ход воды в га­зо­об­раз­ное со­сто­я­ние – ис­па­ре­ние.

2. Пе­ре­ход воды из га­зо­об­раз­но­го со­сто­я­ния в жид­кое (кон­ден­са­ция) и твер­дое.

3. Те­ку­честь воды.

Дож­де­вая воды и снег – чи­стая при­род­ная вода, но, по­па­дая на землю, она за­гряз­ня­ет­ся ве­ще­ства­ми с ее по­верх­но­сти.

Рис. 18. Дождь (Ис­точ­ник)

Рис. 19. Снег (Ис­точ­ник)

Сброс сточ­ных вод в во­до­е­мы – очень се­рьез­ная про­бле­ма за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды.

Рис. 20. Сточ­ные воды (Ис­точ­ник)

На сле­ду­ю­щем уроке мы по­дроб­нее по­го­во­рим об осад­ках, ту­мане и об­ла­ках.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/krugovorot-vody-v-prirode

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/3-klass-Voda.zip

источник видео:

http://www..com/watch?v=uZEQWsH_TMw

http://www..com/watch?v=dePSA3fhv5c

http://www..com/watch?v=1jnHJ1D2Q

http://www..com/watch?v=brhuuVfQwaY

http://www..com/watch?v=5pskNsG6TWA

http://www..com/watch?v=mBLX9_IR30Q

Интернет-урок по окружающему миру «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе» | Класс39

Интернет-урок по окружающему миру «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»

На нашем Интернет-уроке по окружающему миру мы узнаем всё о воде, совершим удивительное путешествие капли воды…

Посмотрите, какого цвета на нашей планете Земля больше? …. Верно, голубого. Больше 70% поверхности земного шара покрыто водами Мирового океана.

Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.

Вы заметили из иллюстрации, что из огромного количества воды на планете 98% приходится на соленую воду, которая не пригодна для нужд человека, и только 2 % всей воды – вода пресная! Запасы пресной воды на Земле находятся в виде ледников (79%), подземных вод (20%) и 1% приходится на воду рек, озер, атмосферную влагу.

А вы знаете, что…

Вы уже знаете, что без воды жизнь невозможна.

Вода – самое удивительное вещество на Земле. Водная стихия – прекрасная, неповторимая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. Давайте познакомимся с некоторыми картинами.

Кстати, марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид.

И.К. Айвазовский «девятый вал»

И.К. Айвазовский «Солнечный день»

И.К. Айвазовский «Рыбаки на берегу моря «

Артем Чебоха

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Алисов Михаил

Что такое вода?

Для сравнения молекула сахара….

Свойства воды

Исследуем свойства воды… Нам понадобятся: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Исследование 1. Вода прозрачная.
Возьмите два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

Исследование 2. У воды нет вкуса.
Попробуйте на вкус воду, сок или молоко. Есть ли у воды вкус? (Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Исследование 3. У воды нет запахаПонюхайте воду и скажите, чем она пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения попробуйте понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Исследование 4. Лёд – твёрдая вода.Возьмите кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики. Понаблюдайте, что происходит с ними в тёплом помещении.

Ещё возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдайте, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Исследование 5. Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком или чайник с кипящей водой (электрический). Откройте крышку. Вы видите пар. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.

Исследование 6. Вода жидкая, может течь.
Возьмите два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Под действием силы тяжести она всегда стекает в сторону понижения воды. Течение воды – большая сила. Люди используют её для работы водяного колеса. Вода вращает колесо, а колесо – жернова, которые перетирают зерно в муку. Так устроена водяная мельница.

Похожее устройство имеет современная гидроэлектростанция. В ней колесо – турбина – вращает специальную машину, вырабатывающую электрический ток.

Исследование 7. Вода — хороший растворитель.

Перед вами по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Теперь размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Где в жизни человек использует свойство растворимости воды?….. Верно, мы может приготовить лимонад, компот, сделать чай сладким, а суп соленым. Стиральный порошок растворяется в воде.

Исследование 8. Лёд легче воды

Скажите, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится?

Проверим на опыте: опустим кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Исследование 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Перед вами стаканчики с водой разной температуры. Попробуйте аккуратно пальчиком или с помощью термометра, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая.

А как можно получить тёплую воду?
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

А вы знаете, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.

Если бы вы были рыбами, какую воду бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных?

Действительно, в холодных морях, реках живёт меньше разных животных.

Кстати, в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар.

Исследование 10. Вода не имеет формы
Рассмотрите кубик льда (вспомните, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Налейте воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Ещё одно свойство воды: Вода при нагревании расширяется, при охлаждении — сжимается.

Теперь вы сможете ответить на вопрос: что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Благодаря этому свойству были придуманы паровые машины.

Проведём опыты. Опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет); опустим в стакан с водой камень (он тонет); опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет).

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

Древнегреческий учёный Архимед на основе свойств воды открыл два интереснейших закона, которые помогут понять, как это происходит.

Итак, существует выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытеснения воды. Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит. Вот почему плавает корабль, корпус которого сделан даже из железа. Но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполняется водой, и корабль пойдёт ко дну.

А как работают фонтаны? и как вода по водопроводу поднимается на пятый этаж?

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо — законом сообщающихся сосудов.

По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах, работают фонтаны. На фото фонтан «Дружба народов» г. Москва

Ещё больше занимательных опытов здесь Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда.

Три состояния воды

Вода в природе существует в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это единственное вещество, которое мы можем наблюдать в трех состояниях.

При переходе из жидкого состояния в твердое другие вещества сжимаются, так как уменьшается расстояние между молекулами; вода же ведет себя совсем наоборот.

Она при замерзании теряет плотность и поднимается на поверхность вместо того, чтобы идти на дно. Образовавшийся слой льда препятствует проникновению холодного воздуха. В результате вода подо льдом получает возможность сохранять тепло и не превращаться в лед. Поэтому даже если температура воздуха достигла отметки — 50 градусов по Цельсию, подо льдом все равно всегда около нуля. И жизнь продолжается!

А вы знаете, что если воду охладить до 0 °C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром.

Л.Н.Толстой

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?

Все живое постоянно нуждается в чистой воде. А результатом большинства реакций становится вода грязная. Откуда же природа поставляет нескончаемые запасы чистой воды? Для этого и существует круговорот воды в природе. Вода, как известно, испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но летом, в жару, этот процесс идет значительно быстрее и интенсивнее.

Попробуйте составить самостоятельно схему….

Этот бесконечный круговорот позволяет нам обходиться мировыми запасами воды.

Проверяем задание….

И еще о круговороте воды ЗДЕСЬ

Если пофантазировать немного, то мы с вами пьем ту же воду, которую пили воины Александра Македонского и купаемся в тех же водах, в которых плескались бронтозавры и плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.

А вы знаете секреты воды….

Мы понимаем, что вода природе очень нужна, а значит, её нужно беречь!

Оставить отзыв

Круговорот воды в природе: эксперимент для детей с фото и схемой

Земля на 70% покрыта водной оболочкой, которая составляет важнейшую часть биосферы – гидросферу. В нее входят все существующие на планете океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водные бассейны, а также водяные пары и ледники.

Рис. 1. Ледники

Как известно, вода может пребывать в трех различных состояниях:

  • газообразном (облака, тучи);
  • жидком (реки, океаны и пр.);
  • твердом (ледники).

Гидросфера состоит из воды, которая находится на земном шаре во всех трех своих состояниях. Вода – это уникальный и единственный компонент в природе, который может иметь три различные формы. Больше ни одно вещество на планете на такое не способно.

Водообмен – это постоянный процесс, в ходе которого влага «путешествует» через Мировой океан, твердую земную оболочку и атмосферу. Кратко это выглядит так:

  • Поначалу влага испаряется с поверхности водных бассейнов и в виде пара попадает в воздушные массы, где начинает активно участвовать в различных реакциях.
  • Далее происходит формирование облаков и туч, благодаря которым на землю выпадают осадки в виде тумана, града, снега или дождя.
  • Достигнув земли, атмосферные осадки восполняют недостаток влаги в водных бассейнах. Также дожди увлажняют землю, которая питает все растения. В результате все живые существа на планете насыщаются кислородом.
  • Затем опять происходит испарение влаги в атмосферу, и процесс начинается по новому кругу.

Рис. 2. Схема круговорота воды в природе

Следует помнить, что основной двигатель водного обмена – это энергия Солнца.

Ученые установили, что на планете ежесекундно выпадает порядка 16 млн. тонн различных осадков, и в тот же миг такое же количество воды возвращается обратно в воздух. Масштабы водного обмена на Земле просто поражают!

Для детей можно провести интересный опыт, чтобы наглядно продемонстрировать испарение влаги под воздействием солнечных лучей. Необходимо взять стакан, наполнить его водой, плотно укрыть полиэтиленовым пакетом и поставить на подоконник в солнечную погоду. В результате получится простейшая имитация Мирового океана и атмосферы. Спустя некоторое время на стенке пакета появятся капельки – так происходит испарение влаги под воздействием солнечного тепла.

Различают большой и малый круговорот воды.

  • Большой круговорот. Испарения Мирового океана поднимаются в воздух, а затем ветрами переносятся на континент и выпадают в виде различных атмосферных осадков. Далее это же количество влаги обратно попадает в океанические воды вместе с реками и грунтовыми водами.

Рис. 3. Воды Мирового океана

  • Малый круговорот. Пар, образующийся над океаном, попадает обратно в его же воды в виде осадков.

Выделяют также континентальный круговорот влаги, который происходит на территории материка. Вода с местных водоемов и земной поверхности выветривается, а затем, спустя какое-то время, вновь возвращается из атмосферы в виде снега, тумана или дождя.

Основные понятия

Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия Солнца воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков. Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.

Главные этапы и процессы

Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:

  • испарение;
  • конденсация пара в атмосферных слоях;
  • выпадение его же в виде осадков на землю;
  • фильтрация через почву;
  • попадание жидкости в подземные потоки;
  • всасывание растениями жидкости из почвы;
  • участие в биохимических реакциях живых организмов.

Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:

  • вода испаряется;
  • концентрируется в атмосферных слоях;
  • выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.

Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.

Для него также характерны следующие процессы:

  • осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана;
  • перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
  • сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле;
  • инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
  • подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
  • испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
  • сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
  • отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
  • адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь атмосферу;
  • конденсация – формирование пара в тучи и облака;
  • испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
  • просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием гравитации.

Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.

Разновидности циклов

Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:

  1. Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
  2. Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
  3. Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
  4. Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
  5. Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.

Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.

Значение

Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота воды в природе сложно недооценить, потому что он:

  • является связующим звеном для всей гидросферы;
  • жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
  • очищает и фильтрует мировой океан;
  • регулирует климат.

Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.

Как объяснить данное понятие детям

Круговорот воды в природе для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:

  1. Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
  2. Вода живет в океане и реках, а также под землей;
  3. Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
  4. В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
  5. Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
  6. Все повторяется сначала.

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

Вывод

Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.

Особенности кругооборота

Большая часть всех запасов воды Земли находится в океанах, поэтому 97,5% водных запасов нашей планеты – это соленая жидкость. Оставшаяся часть – это пресная вода, и распределена она следующим образом:

  • Ледники и постоянные снежные покровы – 68,9%.
  • Грунтовые воды (влага почвы, болото, вечная мерзлота) – 30,8%.
  • Озера и реки – 0,3%

Круговорот воды в природе являет собой процесс, при котором между океаном, сушей, литосферой и атмосферой происходит постоянный водообмен. В ходе этого обмена вода пребывает то в жидком, то в твердом, то в парообразном виде. Она не только движется, но и несет с собой огромное количество полезных элементов, без которых жизни на Земле попросту б не было.

Вода постоянно перемещается по планете, при этом количество жидкости за миллионы лет не изменилось, хотя и трансформировалось. В прежние времена вода в виде жидкости была в значительно меньшем количестве, чем сейчас, поскольку основные её запасы сосредоточивались в ледниках. Поэтому 20 тыс. лет назад можно было без труда попасть по суше из Аляски в Азию или из Франции в Великобританию.

Почему дует ветер?332324.11

Как происходит кругооборот

Оборот воды проходит очень активно. В течение суток на нашу планету выпадает 306 млрд. литров жидкости, и такое же количество возвращается в атмосферу.

Основные пункты кругооборота выглядят следующим образом:

  • С поверхности водоемов (морей, океанов, озер и рек) вода испаряется, конденсируется, собирается в облака и выпадает в форме осадков.
  • Испаряясь с растений, вода проходит те же стадии – испарения (транспирация), конденсацию, выпадение на землю.
  • Процесс испарения с ледников называется сублимацией (переход из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости).
  • Осадки, которые выпали в горах, а также таяние снега и льда, приводят к образованию горных потоков, которые стекают на поверхность, насыщая водой различные водоемы и землю.
  • Грунтовые воды могут насыщать водой все наземные источники воды и растения. Пополняются грунтовые воды в процессе инфильтрации (проникновение в почву) и перколяции (протекание жидкости через пористую поверхность) воды.

Движущей силой кругооборота является энергия Солнца, которая нагревает океан и другие водные поверхности. Это приводит к испарению воды, которая превращается в газообразную форму и уходит в атмосферу в виде пара.

Через некоторое время пар в атмосфере конденсируется в облака, а затем снова возвращается на землю в виде осадков – дождя, снега или града. Когда осадки достигают земной поверхности, они могут снова перейти в форму пара, перемещаться в форме водного течения по поверхности планеты или впитаться землей (перколяция).

В земных экосистемах капли дождя, прежде чем достигнут грунта, в первую очередь ударяются о листья деревьев, кустарников или травы. Какая-то часть воды сразу же испаряется с поверхности растений, не достигнув земли. Остальная часть жидкости впитывается грунтом, – и большая ее часть уходит под землю.

Как правило, вода начинает двигаться по поверхности земли только в том случае, если грунт насыщен водой. Это бывает, когда осадки дождя очень сильные или поверхность не в состоянии впитывать воду. Такой поверхностью могут быть камни в натуральной экосистеме или асфальт и цемент в среде города или населенного пункта.

За сколько времени происходит кругооборот

Движение воды в природе происходит с разной скоростью. Поверхностная движется очень быстро, тогда как в глубине океанов, под землей и в форме льда проходит кругооборот чрезвычайно медленно. Время движения воды в главных водных резервуарах планеты выглядит следующим образом:

  • Водообмен живых организмов – 1 неделя.
  • Атмосфера – 1,5 недели.
  • Реки – 2 недели.
  • Влага в грунте – от 2 недель до 1 года.
  • Болотная вода – от 1 до 10 лет.
  • Озера и водоемы – 10 лет.
  • Океаны и моря – 4 тыс. лет.
  • Подземные воды – от 2 нед. до 10 тыс. лет.
  • Ледники и вечная мерзлота – от 1 тыс. до 10 тыс. лет

В верхних слоях грунта корни частично всасывают воду для потребностей растений, которые используют молекулы воды в процессе обмена веществ. Вода, находящаяся в тканях растений, в дальнейшем может перемещаться в организм животных, которые их поедают. Несмотря на это, большая часть воды, поступающая в растения через корневую систему, возвращается в процессе транспирации. Этот термин биологии означает поступление воды из грунта в корни, перемещение по системе каналов растения, образованных из омертвевших клеток и испарение через поры в листьях (стомы).

Если вода не поступает в растения через корневую систему, она проникает в органические и минеральные слои почвы, образуя грунтовые воды, которые расположены между частицами песка, гравия, трещин в камнях.

Это очень важная часть запасов пресной жидкости. Грунтовые воды медленно передвигаются через поры земли и расщелины и в итоге обычно попадают в ручей, реку или озеро. При этом грунтовая вода снова становится поверхностной.

Некоторая часть грунтовых вод может оставаться очень глубоко в минеральных слоях почвы и пребывать там тысячелетия. Резервуары грунтовой воды (аквиферы, водоносный горизонт) – это источник питьевой воды, который поступает в распоряжение людей через колодцы. В наши дни вода в колодцах зачастую используется гораздо быстрее, чем происходит ее пополнение из аквиферов.

Почему небо голубое?3323254

Почему вода необходима

Вода играет важную роль в жизни нашей планеты с первых дней своего появления на Земле. Поначалу наша планета являла собой раскаленный шар. Но постепенно в её атмосферу изнутри Земли стали проникать газы, в т.ч. и водяной пар. Это привело к охлаждению земной коры и способствовало развитию жизни, поскольку вода – исключительно важное вещество для всех живых существ. Например, тело человека больше чем наполовину состоит из воды, и если посмотреть на клетки организма под микроскопом, можно увидеть, что больше чем на 70% они состоят из воды. Поэтому люди, как и все наземные организмы, нуждаются в постоянном и бесперебойном снабжении пресной водой для выживания.

Недостаток пресной воды может иметь самые серьезные последствия для различных экосистем нашей планеты. Поэтому люди постоянно изобретают новые технологии, направленные на увеличение эффективности применения водных ресурсов. К ним относятся рытье колодцев для использования грунтовых вод, сбор дождя в коллекторах, удаление соли из соленой воды, чтобы получать пресную воду из океанов и морей. Несмотря на эти достижения, чистая, безопасная для здоровья жидкость далеко не всегда доступна во многих частях земного шара.

Кругооборот воды важен как сам по себе, так и является движущей силой для других видов кругооборота. Например, осадки и поверхностное течение воды играют огромную роль в цикле различных элементов. К ним относятся углерод, азот, фосфор и сера. Течение поверхностных вод помогает перемещению элементов из земных (террестриальных) экосистем в водные (акватические). Кругооборот воды является составляющей различных биогеохимических циклов. Так называют процессы, во время которых происходит многоразовое участие различных элементов в процессах, что происходят в гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере.

«Роль воды в природе, круговорот воды»

Тема: «Роль воды в природе, круговорот воды»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления учебной информации, применять знания в практической деятельности, проверка усвоения системы знаний и умений средствами игровой и интерактивной технологии с элементами тестирования.

Цели по содержанию:

Образовательная – Начать формирование представлений у учащихся о гидросфере — водной оболочке Земли. В ходе практической работы, познакомить учащихся со свойством воды растворять многие вещества, расширить представления о свойствах воды и её использовании. В процессе работы учащихся с карточками проверить знания учащихся полученные по теме «Вода».

Развивающая – продолжить обучение устанавливать причинно – следственные связи, развивать умение работать с различными источниками учебной информации, выделять главное, делать выводы и обобщения. Учить ребят самостоятельно выполнять задания, читая инструкцию, работать с простейшими тестами.

Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение чистоты водоёмов, Способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.

Методы: частично-поисковый, игровая и интерактивная форма;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная («мозговой штурм», «солнышко» -составление ассоциаций), индивидуальная («графический диктат», «микрофон»), групповая («кейс-метод» — разбор ситуаций, «выбери позицию», «совместный проект»);

Средства обучения: Базанова Т. И., Новак Е. В. «Природоведение» 5 класс. Лабораторное оборудование для практической работы. Физическая карта Украины, глобус. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы – Красильникова Т. В. «Рабочая тетрадь».

Презентация и видеофильмы

Тип урока – комбинированный.

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………..1-2 мин

  2. Актуализация опорных знаний………………………10 мин

  3. Изучение нового материала…………………..………35 мин

  1. Свойства воды

  2. Круговорот воды в природе

  3. Роль воды в природе

  4. Водные объекты Украины

  5. Охрана вод

  1. Закрепление и обобщение знаний…………………….10 мин

  2. Домашнее задание……………………………………..2-3мин

  3. Подведение итогов урока………………………….…..1-2 мин

Ход урока

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все проверьте, всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

В природе путешествует она,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает — и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо — вода! (учащиеся)

Итак, сегодня мы будем изучать тему «Роль воды в природе и ее круговорот». Какова цель нашего урока? Какие задачи мы можем поставить для достижения этой цели?

Учащиеся говорят используя правила: не перебивать, выступать по одному, говорить кратко и по существу. Все высказывания записываем на отдельный плакат или на доске и сохраняем до конца урока.

Записать тему урока в рабочую тетрадь.

2. Актуализация опорных знаний

«Мозговой штурм» и «Солнышко» — составление ассоциаций.

На доске в кругу записано слово «ВОДА» от которого отходят разных размеров лучики. Учащиеся должны вспомнить максимум сведений о воде, которые знают и изучали. Учитель записывает ответы в сокращенном виде на лучиках. В результате работы учащихся и подсказок учителя формируется запись в которой указаны агрегатные состояния воды, виды ее в природе, свойства и применение.

ВОДА

Индивидуальное задание – «графический диктант»

В тетради пронумеровать в строчку от 1 до 12. Внизу под каждой цифрой ставим «+» если утверждение правильное и «-«, если утверждение неверно.

  1. Вода не входит в состав живых организмов.

  2. Кактусы в пустыне запасают воду в толстом и мясистом стебле.

  3. Облако это скопление водяного пара в воздухе.

  4. При кругообороте вода пребывает только в жидком состоянии.

  5. Наш организм на 2/3 состоит из воды.

  6. Озеро – это поток пресной воды.

  7. Океан – это большой водоем соленой воды.

  8. Подземные воды называют артезианскими.

  9. Температура кипения воды 100 градусов.

  10. Вода плохой растворитель.

  11. Водная оболочка планеты называется гидросфера.

  12. Любые водные объекты нужно защищать от загрязнения.

Обменялись тетрадями, взяли карандаш и проверяем вместе. Там, где ответ правильный ставим ниже плюс, а где неверный – минус.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

— + + — + — + + + — + +

В конце подсчитываем количество плюсов. Поднять руки учащимся с низким уровнем, средним – обратить внимание на подготовку к уроку и внимательности на этом. Учащихся с достаточным и высоким уровнем похвалить и им поаплодировать.

  1. Изучение нового материала

  1. Свойства воды

Открываем учебник: первый ряд на стр. 131 и читает 1 пункт «Свойства воды», второй ряд – стр.132 п. «Великий возничий природы», 3й – стр. 132 п. «Вода и жизнь».

3 минутки на «жужжащее» чтение и подготовка кратких предложений для работы с журналистом в игре «Микрофон». Журналистом может выступать учитель или один из учеников в качестве поощрения за правильные ответы.

Журналист подходит к каждому учащемуся с микрофоном и просит в одном предложении указать основную мысль прочитанного пункта, всегда будут дополнения.

Практическая работа «Свойства воды»

Вспомним технику безопасности при работе со стеклом и жидкостями и используя инструктивную карточку в рабочей тетради стр. 44-45 по группам выполняем практическую работу п.1-4. , п. 5 выполняет учитель.

Инструктивная карточка для учащихся

Цель работы: ознакомиться со свойствами воды.

Оборудование: стаканы, коническая колба, круглодонная колба, цилиндр, чайная ложка, стеклянная палочка, камешек, соль.

Ход работы

  1. Налей в стакан чистую воду, определи ее вкус и запах. Убедись, что чистая вода не имеет вкуса и запаха.

  2. Воду из стакана перелей в посуду различной формы: коническую, круглодонную колбу или в цилиндр. Что наблюдаешь? Как изменяется форма воды? Вода не имеет постоянной формы.

  3. Налей воду в стакан и погрузи в нее небольшой камень. Камень хорошо виден, потому что она прозрачная.

  4. Насыпь с стакан с водой половину чайной ложки соли и аккуратно перемешай ее стеклянной палочкой. Что наблюдаешь? Частички соли растворились в воде, потому что вода растворитель многих веществ.

  5. Внимательно проследи, как учитель нагревает воду в пробирке. Что наблюдаешь? Через какое-то время вода закипает и появляется пар. Вода может находится в 3х агрегатных состояниях при разной температуре.

Вывод: свойства воды…………………………………………………………………. В природе вода существует в трех агрегатных состояниях…………………………………………………..

Самостоятельно выполнить в рабочей тетради з. № 5 на стр. 43-44

  1. Круговорот воды в природе.

Презентация. Слайды под текст № 1-10

Говорят вода везде

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В дом туманом заползает

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Средь высоких стройных елеё.

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем!

Мы привыкли, что вода —

Наша спутница всегда!

По капле соберу я красоту,

она живет, но только неприметно

Но, если вырастит сквозь шум и суету,

То станут маленькими горести и беды.

Беседа с загадками, игра «Выбери позицию»

  1. Приходилось ли вам наблюдать в природе процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое?

  2. Приведите примеры превращения воды в природе

На вырезанных из бумаги каплях воды написаны загадки и розданы группам. Каждой группе соответственно загадке дается вопрос на который они должны ответить, а другие участники могут задавать дополнительные вопросы.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

Какие природные явления сопровождаются превращением пара в жидкость?

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

Какие природные явления сопровождаются превращением жидкости в пар?

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

Какие природные явления сопровождаются превращением жидкости в лед?

Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (роса)

Какие природные явления сопровождаются превращением пара в жидкость?

Игра «Совместный проект». Просмотр мультфильма о круговороте воды в природе. Озвучить его в группах. Рассмотреть рисунок. 24.4 на стр.129 в учебнике и прочитать текст. Выполнить в рабочей тетради задание 4 на стр.43. проверить друг у друга.

  1. Роль воды в природе.

Презентация. Слайды № 11-14

Беседа.

Уже узнали из учебника о роли воды в жизни природы. Почему реки называют кровеносной системой планеты?

Как от воды зависят организмы – жители нашей планеты?

Какие «Работы» выполняет вода в природе?

Вода – это среда обитания многих растений и животных. Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Если массе человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 литров воды. Вода не только поит, но ещё и кормит — по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств — ничего не сделать без воды. Растениям необходима для поглощения питательных веществ из почвы, их передвижению по стеблям и образованию органических веществ в процессе фотосинтеза. Вода – составная часть живых организмов, она входит в состав крови, слез и других жидкостей тела. Даже кости содержат воду. Обезвоживание приводит к гибели. При испарении воды с потом тела животных и человека охлаждаются – это теплорегуляция организма.

Выполнить в рабочей тетради з.№1 на стр. 42.

  1. Водные объекты Украины

беседа

Какие виды водоемов вы знаете? Показать на глобусе и на карте Украины, рассмотреть в учебнике атлас на стр. 186-187. Каким цветом обозначены водные объекты? От чего зависит интенсивность цвета?

Презентация. Слайды № 15-17

В нашем регионе водными объектами являются Азовское и Черное моря, их заливы и проливы, река Салгир и ее притоки, река Альма, водохранилища и озера Сиваш, Сасык, Донузлав. Отдельную роль играет Северо-Крымский канал, он приносит в наш Крым воду для полива полей и садов.

Чем отличаются воды океанов и морей от вод рек, озер и прудов?

Просмотр фрагмента мультфильма «Секреты воды» о образовании водохранилищ и роли плотин.

Выполните в рабочей тетради з. № 2,3 на стр.42-43

Практическая работа

«Обозначение на контурных картах водных объектов Украины»

Для выполнения работы можно воспользоваться инструктивной карточкой и контурной картой в рабочих тетрадях стр. 50-51.

Цель: научиться находить на физической карте Украины основные водные объекты и обозначить их на контурной карте.

Оборудование: физическая карта Украины, атлас Украины, контурная карта Украины.

Ход работы

  1. Рассмотри внимательно физическую карту Украины. Обрати внимание, каким цветом на карте обозначены водные объекты: реки, водохранилища, моря.

  2. Найди на физической карте Украины реки: Днепр, Южный Буг, реку в своей местности и обозначь на контурной карте. Названия рек подпиши вдоль направления их течения.

  3. Найди на физической карте Украины Черное и Азовское моря и обозначь их на контурной карте. Названия морей подпиши в центре их территории.

  4. Найди на физической карте Украины водохранилища, выбери 2 из них (на свое усмотрение) и обозначь на контурной карте. Подпиши названия водохранилищ рядом с ними.

Вывод: основными водными объектами Украины являются:

Реки…………………

Водохранилища………………….

Моря……………………………..

  1. Охрана вод.

Рассказ.

Вода – самое ценное сокровище, которое подарила нам природа. Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека.

Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где?

Просмотр мультфильма «Капля» и обсуждение.

Имеются ли в нашем районе водные источники? В каком состоянии они находятся?

— Чиста ли вода в них?

— Можно ли ее использовать для питья?

— Какие предприятия загрязняют нашу воду?

— Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках и озерах была чистая?

Открыли учебник на стр. 134 и рассмотрели рисунок 25.6 «Схема системы водоснабжения и очистки воды». Читаем текст на стр. 135 и отвечаем на вопросы 1 и 3.

«Кейс-метод» — Решить задачи в группах и обсудить значение воды и ее защиту.

  1. За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер воды попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

  2. В аквариум налили 8 литров воды, заполнив 8\11 его объёма. Сколько литров воды вмещает аквариум?

В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта — Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не превратить её в безжизненную пустыню. Слайды № 18, 19

Не природе нужна ваша защита. Это нам нужно покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – все! Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её!

Пусть на Земле не отмирают реки

Пусть стороной обходит их беда

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода.

4.Закрепление и обобщение знаний.

Слайд № 20 – повторить изученное.

Тест

Пронумеровать в строчку от 1 до 10, внизу будем ставить буквы правильных ответов.

1. Где в природе встречается вода?

а) на равнинах б) на холмах в) в водоёмах

2. Какое значение вода имеет для растений, животных, человека? Выбери наиболее полное высказывание.

а) Около воды строятся деревни и города. Люди поят водой домашних животных, поливают водой огороды и сады. Птицы гнездятся на берегах рек, у воды.

б) Без воды человек не сможет приготовить пищу, помыть посуду и помыться в ванной. Растения без воды засохнут, а животные и человек погибнут

в) Вода нужна не только для питья и мытья. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы. Люди отдыхают у воды. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Для тех растений и животных, которые живут в воде, это — единственный дом

3. К какому веществу относится вода?

а) к твёрдому веществу б) к жидкому веществу в) к газообразному веществу

4. О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку?

а) вода прозрачна б) вода бесцветна в) вода является растворителем

5. Какое свойство воды вы используете, когда умываетесь?

а) вода прозрачна б) вода бесцветна в) вода является растворителем

6 . Какое из перечисленных веществ растворяется в воде?

а)сахар б) глина в)крахмал

7 . Какое из перечисленных веществ не растворяется в воде?

а) соль б) речной песок в) питьевая сода

8 . Что происходит с водой при нагревании?

а) вода сжимается при нагревании

б) вода расширяется при нагревании

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

9. С помощью чего можно очистить воду от загрязнения?

а) с помощью марли б) с помощью фильтра в) с помощью решета

  1. Выбрать только значения воды:

а)Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей,

б) радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт,

в) ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода!

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода!

Слайд № 21

  1. Домашнее задание.

Выучить материал учебника: параграфы 24 и 25.

Выполнить задания: стр. 135 № 7 «Придумать и нарисовать плакат или рисунок «Берегите воду!»»

  1. Подведение итогов урока

Все ли задачи урока мы выполнили? Все ли ожидания урока исполнились?

Сдать для проверки рабочие тетради. Оценить учащихся, которые отвечали устно и дополняли.

Литература:

Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей.- М.,2005.

Базанова Т. И. Новак Е. В., Дербенева А. Г., Садкина В. И. Природоведение: Учебник для 5 класса.- Харьков: Мир детства, 2006.- 192с.

Банников А.Г., Рустамов А.К., Вакулин А.А. Охрана природы.- М., 1987.

Велек Й. что должен знать и уметь юный защитник природы.- М.: прогресс, 1983.-272с.

Детская энциклопедия,

Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины. Головоломки.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. — М., 1998.

Петрянов И.В. Самое удивительное необыкновенное вещество в мире. М., Педагогика, 1975.

А.А. Плешаков. Хрестоматия по физической географии

Фиалков Ю.Я. Необычные свойства обычных растворов. М., Педагогика, 1978.

Игра «Кругом вода»

В.П.Русанов «Капля чистой воды»

Приложения

Презентация «Роль воды»

мультфильм «Секреты воды»

мультфильм «Капля»

мультфильм «Круговорот воды»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *