Кустодиев масленица сочинение

Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание

Масленица

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

А чуть дальше виднеются толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка. Спешит туда народ со всех сторон. Много подъезжает людей к месту веселья.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Сочинение по картине Масленица Кустодиева

Масленица в творчестве художника — самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица — традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день — четверг. Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются — здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями — «Булочная», «Сыр и икра», трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств. В литературе символика поедания и трапез-пиров «на весь мир» достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи — не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году — в послереволюционный период).

Следующий план — справа открывают ярко-красная вывеска «Театр» возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом «Борьба» в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить «пар», избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая «добро» на празднование. Масленица все же — истинно христианский праздник. И даже нечто большее — это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских — и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в «Масленице» нигде больше не встретишь.

2, 5, 7 класс

Другие интересные картины Кустодиев Б.М.

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)
  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс

    «Лесная прохлада» — очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца

  • Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс

    Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа — это шедевр

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди Пушкин (описание)

    На картине «Осенние дожди. Пушкин» известного русского живописца Попкова Виктора Ефимовича неповторимый пейзаж русской земли, которая готовится отдать свои яркие краски под покров долгого зимнего сна

Урок русского языка в 3 классе «Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Масленица».

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.

ТЕМА: Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

Дата проведения: 16.02.2017 г.

Тип урока: Урок развития речи

Цель урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный рассказ-описание.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: понимать, что язык – универсальное средство общения, составлять письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.

Задачи:

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин художника Б. М. Кустодиева «Масленица», Автопортрет.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие.

-Добрый день, ребята! Сегодня у вас отличное настроение, веселые, радостные! Интересно, почему?

(ответы детей.)

Звучит песня «Ой блины, блиночки мои».

-Ребята, какие инструменты услышали?

-Это музыка народная или композиторская?

-Молодцы! Вы все прекрасно знаете! А какие вы знаете праздники русского народа?

(праздник урожая, святки-новый год, Иван купала.)

2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, есть еще один замечательный праздник. Правда, за окном еще зима, но так хочется, чтобы быстрее пришла весна! Как вы думаете, как этот праздник называется!? Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

3. Актуализация знаний.

-Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное.

-Масленицу называли так: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных ли укрытых коврами санях, одевались в разные наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще приговаривали.

(Дети проговаривают следующие фразы хором): «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью. Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Кончилась твоя власть, зима! Весна на пороге». (2 слайд)

4. Постановка темы урока.

— Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Он посвятил несколько своих картин этому празднику. Сегодня мы напишем сочинение по картине Кустодиева «Масленица».

5. Работа над темой урока.

1) Знакомство с репродукциями картин. (3, 4, 5слайды)

-Рассмотрим репродукции картин.

— Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эти картины?

2) Рассказ о художнике и его творчестве (6слайд)

— Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в городе Астрахань. Он окончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художеств в Петербурге. Его учителями были И.Е. Репин, В.Г. Перов.

Наиболее известные его картины – «Купчиха за чаем», «Портрет Фёдора Шаляпина», «Московский трактир»

3) Анализ содержания картины (7 слайд)

— Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?

— Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?

— Что вы видите на этой картине?

— Что вас заинтересовало?

— Какие краски являются главными на этом полотне?

— Что изобразил художник на переднем плане?

— Каким образом развлекаются люди?

— Какое выражение лиц у людей?

— На фоне чего изображено катание?

— Художник нам показал истинный облик русского города и русской природы. Он показал красоту национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, радостной расцветкой красок.

— Опишите небо. Каким вы его видите?

— Какие цвета избрал художник для изображения города?

— Что изображено в левой части картины? А в правой?

— Почему на картине так много фигур людей?

— Катят сани. Кажется, что слышен задорный смех, весёлые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжке лошадей. Лошади бодро, весело и резво бегут по сугробам.

Русские красавицы берёзки лёгким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчёркивает красоту куполов церквей.

Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом. На зимний пейзаж можно смотреть долго.

4) Составление плана (слайд 8)

1. Масленица – один из любимых русских праздников

2. Описание картины

а) праздник;

б) природа

3. Какие чувства вызывает эта картина у вас?

Слова для справок: восторг, восхищение, радость, праздничное веселье, бодрое, игривое настроение. ( слайд 9)

5) Самостоятельная работа.

5. Итог урока.( Слайд 10)

— Что бы вам хотелось сказать в конце урока?

— Какую роль сыграли имена существительные в вашем сочинении?

-А слова какой части речи помогли сочинение сделать более выразительным?

Сочинение по картине Кустодиева Масленица для 5-7 класса

Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.

На полотне изображен праздник в разгаре. Все ещё укутано снегом, деревья в инее, а на дороге навалено снега. Сквозь эти кучи лихо проезжает праздничная упряжь лошадей, которыми управляет бородатый кучер. Он лихо управляется со своим кнутом, от чего лошади пускаются в галоп. В санях находятся люди, и при резких кульбитах просто выпадают из них. На пригорках недалеко от тройки расположились люди. Они разговаривают, общаются и сопровождают это активной жестикуляцией, что указывает на праздничное радостное настроение. Там же, стоит разносчик-офеня с лотком полным товаров для продажи. Он в ожидании, когда лошади промчатся, чтобы продолжить свой путь.

В других санях, запряженных лошадьми сидят двое – парень и девушка явно симпатизирующие друг другу. Молодой человек что-то шепчет на ухо красавица, на что та ему улыбается и отвечает взаимностью. Справа художник изобразил крепких бородатых купцов в длинных шубах с женами, ведущих светскую беседу. У театра собралась толпа зевак, предвкушающая отличное времяпровождение и интересный сюжет на сцене. На заднем фоне – вдали виднеется храм с куполами, куда потихоньку направляется народ.

На картине царит праздничная атмосфера праздника, который принято праздновать и сегодня. В этот день принято готовить блины с различной начинкой. Так повелось за счет формы кулинарного блюда – блин визуально напоминает Солнце, облик которого ассоциировался с наступлением весны и теплых солнечных дней.

Художник на картине отобразил всё, что было значимым в Масленицу. Это лошади с санями, продавцы сладостей. Кустодиев передал атмосферу народного гуляния, картина сияет позитивными эмоциями, радостным настроением, теплом и олицетворяет преддверие весны. В этот день невзгоды забываются, все просят прощения друг у друга за причиненные обиды и вместе радуются окончанию холодов.

Описание картины Масленица

Люблю я, когда иней на деревьях, когда снег сверкает на солнышке. Но тут уже инея нету, ветки черные, но снег на некоторых ещё лежит. И солнца ещё нет… Но зато столько радостных людей в яркой одежде. Это ведь большой праздник на Руси – государственный в те времена. И все постарались ярко одеться, а будут ещё всю зиму в темном ходить. Подумали, мол, ладно – не замерзну. Если что – в пляс!

Тут столько телег-повозок, столько лошадок! У кого одна лошадь впряжена, у кого – целых три. Следы на снегу всякие… Столько всяких ситуаций показано. Вон там ребята в снежки играют (вдалеке слева). Там парень с девушкой… Идут под ручку. Тут кто-то устал, наверное, сел на поваленное дерево.

В самом центре картины сани яркие. Там улыбающиеся люди. Девушка в красном, парень в зеленом. И такой у него задорный вид, что он похож на самого Ивана-дурака.

На заднем фоне церкви-церкви. Светлое в облаках небо, красивое. Вот только столько птиц. Наверное, ворон. И они так странно летят – черными клиньями над церквями. Может, это они так от колокольного звона. Волны звуковые сбивают их с нормального полёта. Хотя, может, просто громко очень…

Вообще, я знаю, что после масленицы – пост. И тогда это было не добровольно, а обязательно для каждого. То есть вот сейчас на картине они повеселятся, а после полтора месяца сдерживаться. И ничего есть особо нельзя. В общем, сейчас гуляют от души. Блины жарят во всех домах – отличный праздник, серьёзно.

Там дальше целая толпа. Народные гуляния. И дальше тоже… Может быть, там и ярмарка где-то. Как без неё на праздник?

Справа богатые сани и бедные едут друг за другом. В одних упряжь красивая, и люди так богато выглядят. В других — будто крестьянин, лошадка тоже простенькая. Но все радуются, всем весело!

Праздники, вообще, должны объединять. Все обиды прощаются, по идее! Главное, чтоб во время праздника новых не наделать…

А сколько же тут церквей. Или это какое-то очень духовное место, вроде какой-нибудь Пустыни (ударение на первый слог). Но тогда так люди бы не гуляли. Или правда, что раньше (до революции) церквей реально было больше… Наверное, так.

У нас на Масленицу сейчас не так, конечно. Но вот опять пример, как здорово было. Сейчас мы жарим блины и едим их дома. А праздники только в торговых центрах проходят общие! Надо будет хотя бы соседей угостить.

5, 7, 2 класс

>Описание настроения картины Масленица

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Лутфуллина Три женщины

    В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства

  • Описание картины Михаила Врубеля Тамара и Демон сочинение

    Эта картина похожа больше на черновик, набросок, но главная фигура прорисована очень четко.

  • Сочинение по картине Утро в сосновом лесу (бору) Шишкина 2 класс

    Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна

  • Сочинение по картине Мальчишки Решетникова 5 класс

    Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью

  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 класс

    Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *