Лесостепи и степи животные

«Растительный и животный мир степи.»

Тема: «Растительный и животный мир степи.»

Цель: организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1.Создать условия для формирования УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе,

Регулятивные: управление своей деятельностью, оценка собственной деятельности на уроке, личного вклада в совместную учебную деятельность

Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей природных особенностей степных просторов России, построение логической цепи рассуждений, выбор действия.

2. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой, между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале.

3. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале.

4. Развивать наблюдательность и речь учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: Физическая карта России. Картина “степь”, гербарий растений, иллюстрации животных, грамзапись, мультимедийная установка, учебник, географический атлас России, рабочие тетради по окружающему миру и доноведению.

  1. ОРГМОМЕНТ

Встало солнце кислое, смотрит — небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое.

Даже сахар кислый! Скисло все варенье,

Потому, что кислое было настроение!

Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной работы.

Продолжите фразы:

1). Я хочу узнать …

2). Я буду на уроке…

3). Я желаю ребятам…

  1. ТЕМА И ЦЕЛИ

Предлагаю выполнить задания по рядам. На доске записано:

1 ряд:

Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа, Антарктида, Южная Америка, Австралия.

Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть материка Евразия.

2 ряд:

Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные.

Север, северо-запад, северо-восток, юг, юго-запад, .……, восток, запад.

Дети: 1группа — это основные части света. Их четыре – север, юг, восток, запад. 2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

3 ряд:

Выполни команды: ПРИМЕР-МЕР+РОДИНА-ИНА+НАЯ ЗОЛА-ЛА+НА

Дети: Природная зона.

Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке.

Дети: природная зона на юго-востоке Европы. Это степь.

Что такое степь?

Дети: степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны?

На доске в нужном порядке получится запись:

-географический адрес

-климат

-почвы

-растительность

-животный мир

-занятия населения

-экологические проблемы.

Какие части модели нами уже изучены?

Дети: мы знаем географический адрес, климат и почвы зоны степи. Изучен растительный и животный мир.

Определите с помощью модели, что повторим, о чем узнаем на уроке?

Дети: повторим все, что учили раньше о степи, узнаем об основных занятиях населения, исследуем экологические проблемы в этой природной зоне.

Да, еще не все тайны степи и ее обитателей нам открылись. Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов?

Подумайте, для чего вам нужны эти знания?

Верно, мы с вами – степные жители, должны знать о своей малой родине, любить и сохранять ее природные богатства и первозданную красоту.

  1. ОБОБЩЕНИЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Предлагаю организовать работу на уроке по научным группам.

ГЕОГРАФЫ

БОТАНИКИ

ЗООЛОГИ

ЭКОЛОГИ

Выберите руководителя проекта, получите задание. Время работы над проектом 5 минут.

Задания:

ГЕОГРАФЫ

Где расположена зона степей?

Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

В каком тепловом поясе находится зона степей?

Как выглядит земная поверхность зоны?

— О чем рассказала нам карта?

БОТАНИКИ

Какая растительность преобладает в степи, почему?

На какие виды можно разделить травы степи?

Как приспособились растения к условиям? (Покажите на примере растения из гербария)

Создайте схему-модель ответа по вашему вопросу.

ЗООЛОГИ

Какие виды животных населяют степь, почему?

Как они приспособились к условиям жизни?

Расскажите о 2-3 животных степи (по выбору).

Создайте схему-модель ответа.

ЭКОЛОГИ

Как люди наносят вред степной зоне?

Какие животные и растения занесены в Красную Книгу? Почему?

Какую опасность для путешественника таит в себе степь? Дайте совет по безопасности.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла, длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.

Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из группы географов.

БИОЛОГИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они встречаются редко кое-где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к. солнечного света для них вполне достаточно. В основном на плодородной почве степи растут травы. Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и многолетними. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они засухоустойчивые.

Задание классу: у некоторых детей на столе есть гербарий. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям степи.

ФИЗМИНУТКА

– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)

ЗООЛОГИ: В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности для маскировки.

Задание классу: У вас в конвертах есть иллюстрации животных. Отберите только степных жителей, назовите их. А кого не назвали? Почему?

ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Дрофа — крупная летающая птица, почти полностью истребленная из-за вкусного мяса и неповоротливости. При попадании под дождь её перья намокают, и она уже не может взлететь. Ранее этим пользовались местные жители и с помощью палок и криков пригоняли целые стайки птиц прямо в селение.. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. Огромный вред степи наносят пожары. Нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество. Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.

Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с некоторыми проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

ФИЗМИНУТКА «ХОМКА»

Перед тем, как подвести итог, предлагаю еще раз отправиться в заочное путешествие по степным просторам. (просмотр презентации «Степь»)

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

А)Тест (индивидуальная работа)

Б) сложнее — кроссворд в рабочей тетради на с.28

В) по карточке – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры.

Время работы истекло. Закройте тетради. Каждый из вас получит отметку за работу.

Вернемся к модели изучения природной зоны. Что осталось изучить? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В ваших конвертах есть чайный пакетик. Рассмотрите его, ощутите его аромат. Какое задание вы могли бы предложить выполнить? Верно, определить название растения, из которого изготовлено содержимое пакетика, узнать в каких случаях применяется в народной медицине, найти иллюстрацию или гербарий, рассказать об этом растении степи. Заполнить таблицу «Флора и фауна степной зоны Ростовской области» в тетради «Доноведение» с.75.

РЕФЛЕКСИЯ

Сигналы – фиксаторы расскажут мне о вашем настроении в конце урока.

Продолжите фразы:

Урок был…..

Я узнал…..

Было интересно….

Я работал(а) ……..

Африканская степь

Саванны — африканская степь — отличаются интересной фауной. Она очень разнообразна. Здесь можно встретить жирафов и слонов. На просторах саванны пасутся огромные стада антилоп и зебр. Они являются добычей для кровожадных, беспощадных, сильных и быстрых хищников. Здесь обитает царь зверей — лев, самый сильный хищник саванны. Конкуренцию здесь ему составляет самый быстрый хищник планеты — гепард. Его основной добычей является антилопа. Похожий на гепарда леопард может охотиться за павианами и бородавочниками. Не все хищники саванны добывают себе добычу с помощью преследования или нападения из засады. Гиена просто доедает чужую добычу. Но в то же время, при необходимости, она способна охотиться и убить, например, зебру.

В саванне обитает белый и чёрный носорог. Оба вида находятся на грани вымирания. Поэтому активисты и учёные создают заповедники, чтобы носороги чувствовали себя в безопасности и были защищены от браконьеров. Тем самым учёные надеются сохранить и увеличить популяции чёрного и белого носорога.

В саванне встречаются очень много видов птиц. Первая птица, на которую хочется обратить внимание — это, конечно, страус. Это уникальная птица. Это не летающая птица, а «бегающая». Страус — самая крупная птица на планете. Вес страуса может достигать 150 килограмм.

В саванне можно встретить:

  • аистов;
  • грифов;
  • стервятников;
  • рогатых воронов;
  • и много-много других видов.

В Африке животных почитают. Изображения животных можно увидеть на гербах многих стран Африки.

Животные степей Австралии

Благодаря своей изолированности, Австралия сохранила свою древнюю своеобразную фауну. На территории Австралии можно встретить много видов животных-эндемиков — эти виды не встречаются больше ни на одном континенте.

Самыми яркими и известными представителями Австралии являются, конечно же, кенгуру. Кенгуру относятся к сумчатым, имеют длинные сильные задние лапы и мощный хвост для равновесия. В высоту кенгуру могут достигать ста семидесяти сантиметров и весят до 40 килограмм. Передвигаются кенгуру исключительно прыжками и могут развивать скорость от 60 до 90 километров в час.

Ещё один милый эндемик, обитающий на просторах Австралии — это вомбат. Милый облик, напоминающий плющевого медвежонка, подвижная и эмоциональная мордочка с первого взгляда вызывают умиление. Это уникальное животное сохранилось в своём первозданном виде, не претерпев за 18 млн лет каких-либо радикальных изменений. Как и другие эндемики Австралии, вомбат относится к семейству сумчатых и является травоядным животным. Значительную часть своей жизни вомбат проводит под землёй. Образ жизни ведёт ночной. Питается вомбат кореньями, ягодами, корешками, побегами трав и грибами.

Животные степи — это огромный перечень видов от копытных и хищников до рептилий и пресмыкающихся. Со многими из них вы встречались в степях России. Но в связи с тем, что степные земли используют для земледелия, многие виды животных степи либо уже вымерли, либо находятся на грани вымирания. Стоит бережно относиться к природе и не забывать, что это наследие не только наше, но и наших потомков.

Степные зоны

Страница 1 из 2

Зоны степей простираются в южных районах, где из-за недостатка влаги очень мало деревьев. Африканские саванны, североамериканские прерии, пампасы, льяносы Южной Америки, австралийские буши и степи Азии — все это области, где в основном ландшафте преобладают травы.

В степях из растений господствуют злаки и осоки, среди которых можно встретить серебристый ковыль и зеленые дерновины типчака. Вместе с другими видами растений они образуют густой, бескрайний ковер с редкими вкраплениями кустарников.
Зимой в степи холодно, лежит снег, дуют пронизывающие ветра. Весна же начинается бурно. Жаркое солнце, обогревая землю, приносит в степь новую жизнь. Весной степь поражает буйством красок: на бескрайних просторах цветут тюльпаны — алые, желтые, фиолетовые, яркие маки, разноцветные луки. Весенние запахи придают степи неповторимый аромат. Лето в степи жаркое, и травы быстро выгорают. Засухи часто приводят к степным пожарам.
Среди обилия трав размножаются бесчисленные травоядные животные, в основном насекомые: жуки, кузнечики, саранча. Много в степи грызунов, которые привлекают хищников: орлов, лис, шакалов. Открытые пространства степей — раздолье для стадных копытных: диких лошадей, быков-туров, сайгаков, антилоп. Для охраны степей созданы заповедники.

Возникновение степей

Широкий пояс хвойных лесов тянется через всю северную Сибирь. К югу от этой темно-зеленой тайги простирается желто-коричневая безлесая степь. Почему растительный покров этих двух соседних зон столь различен?
Оказывается, что наличие растительности на определенных территориях зависит от ряда факторов:
Основной фактор это количество выпадаемых осадков. Деревьям нужно больше влаги, чем траве. Там, где среднегодовое количество осадков ниже критического минимума, деревья расти не могут и земля покрыта травой. Даже если в целом дождей выпадает достаточно, деревья не могут выдерживать длительные периоды засухи. Так обстоит дело в льяносах Колумбии и Венесуэлы. В других степных регионах растущие на довольно больших расстояниях друг от друга одиночные низкорослые деревья и кустарники придают степи сходство с парком. К этому типу относятся большинство обширных африканских степей, известных под названием саванны.
Следующий фактор существования степей это ветер. Постоянные сильные ветры, обдувая листву деревьев, уносят большое количество влаги. Травянистые растения, у которых площадь листьев небольшая, не страдают от такого губительного обезвоживания. В сухой сезон на огромных просторах степей бушуют раздуваемые ветром пожары. Возникая от удара молнии или по вине человека, эти страшные пожары уничтожают деревья. А корни травянистых растений остаются нетронутыми и дают новые ростки.
Еще одним из факторов возникновения степей является большое количество копытных и растительноядных животных. Сама трава образует сплошную плотную дернину, на которой проростки деревьев не могут закрепиться. Животные просто вытаптывают и уничтожают молодые деревья и кустарники. Способствует этому и человек, занимаясь вырубкой лесов ради древесины или для создания пастбищ.

Животный мир степей

Антилопа сайга

Сорок — пятьдесят лет тому назад в результате неумеренного промысла сайгаки оказались на грани истребления. Ученые нашей страны разработали меры по их охране. В результате численность этих красивых животных стала расти и сейчас не вызывает тревоги.

Обитают сайгаки в европейских и азиатских степях от Калмыкии до Монголии. Держатся стадами в десятки и сотни голов. Это стройные, легкие животные. Огромный нос делает их голову непропорционально большой. Рога имеют только самцы. У сайгаков очень острое зрение. Заметив опасность, они стремительно убегают, развивая скорость до 80 км/ч. При этом иногда кто-нибудь из стада совершает высокий прыжок, чтобы оглядеться и скорректировать направление бега.
Сайгаки — вечные кочевники и перемещаются постоянно, тем самым сохраняя степь. Дело в том, что большие стада вытаптывают и съедают много травы. Если это происходит длительное время на одном месте — так бывает при бесконтрольном выпасе домашних животных, — то степь из-за перевыпаса начинает деградировать — превращаться в пустыню.
В начале зимы, с наступлением гона, начинаются брачные турниры между самцами. Сражения нередко бывают такими ожесточенными, что оканчиваются смертью одного из соперников.

Кулан

Куланы, с их достаточно крупными размерами и относительно небольшими ушами, внешне очень напоминают лошадей. Однако хвост у них похож на ослиный, с кисточкой на конце.

Обитают куланы в степных и полупустынных районах Азии. Еще в XVI в. эти животные были широко распространены и встречались даже на Украине, в Казахстане и Сибири. С освоением степей человеком многотысячные стада куланов исчезли с исконных мест обитания. Сейчас состояние их численности вызывает тревогу. Несколько сотен особей сохранилось в заповедниках Средней Азии, Монголии, Китая и в некоторых малонаселенных местах Ирана и Афганистана. Вид занесен в Международную Красную книгу. Чтобы сохранить куланов, ученые расселяют их в места былого распространения.
Куланы — стадные животные. Встречаются группами по 6-10 особей, а зимой по нескольку сотен. В табуне верховодит жеребец, вокруг которого держится 4-5 самок и молодые жеребята. Куланы, обитающие в засушливых местах, стараются находиться недалеко от водопоя. Еще бы! Ведь в день кулану необходимо выпить до двух ведер воды.

Антилопа гну

Антилопы гну обитают в широких просторах саванн Центральной и Восточной Африки. Они практически постоянно путешествуют в поисках новых пастбищ. Каждую весну многочисленные смешанные стада антилоп гну, зебр и газелей совершают огромные переходы длиной более 150 км, возвращаясь из Кении в национальный парк Серенгети на равнинах Танзании. Гну прилагают много усилий, обеспечивая своих детенышей хорошим кормом с богатых высокогорных пастбищ, который так необходим малышам для дальнейшего роста.

Существует два вида антилоп гну: голубой, или белобородый, гну встречается гораздо чаще, чем покрытый коричневой шерстью белохвостый, или обыкновенный, гну, которого можно теперь встретить только в национальных парках и заповедниках. Высота этих антилоп может составлять от 90 см до 1,7 м. Питаются гну травой и мелким кустарником и, как и все растительноядные животные, постоянно находятся под угрозой нападения со стороны крупных хищников. Особенно уязвимы детеныши антилоп, и выжить могут только самые сильные из них. Главными врагами антилоп ту, которые часто пасутся вместе с другими видами антилоп, а также с зебрами и страусами, являются львы.

Бизоны

Когда-то огромные стада североамериканских бизонов паслись в прериях по всей территории от провинции Альберта до Нью-Мехико. Весной они направлялись на север, по пути самки приносили детенышей, увеличивая поголовье стада. Неконтролируемая охота на этих крупных животных привела к тому, что за последние столетие животные были почти уничтожены. В настоящее время они находятся под охраной закона. Из европейских родственников бизонов — зубров — осталось лишь несколько сотен животных, живущих в национальных парках Германии и Польши.

Как бизоны помогли расширению прерий?

Еще до прибытия европейцев обширные пространства на территории нынешних США к востоку от реки Миссисипи были покрыты травой, хотя по климатическим и почвенным условиям там должны были бы расти леса. Многие ученые считают, что помимо периодических пожаров распространению прерий в этом районе способствовали огромные стада бизонов, вытаптывавших и объедавших лесную поросль. Со временем старые деревья погибли, а смены им не было. Выеденная животными трава, в отличие от деревьев, вырастала и занимала их место.
И сегодня ученые наблюдают, как африканские слоны способствуют распространению степной растительности. Эти животные поедают, помимо всего прочего, листья и молодые побеги деревьев, в результате чего растения гибнут. А после исчезновения деревьев их место занимает совсем иной тип растительности.

Каракал

В степных и полупустынных районах Азии и Африки обитает редкая кошка — каракал. Длина тела каракала до 80 см, а высота в холке до 50 см. Телосложение легкое, изящное.

Каракал держится песчаных и нагорных пустынь с зарослями саксаула, тамарикса и других кустарников. Это ловкое, стремительное животное. Как и все кошачьи (кроме гепарда), каракал имеет втяжные когти и подвижные пальцы. Это делает его лапу совершенным хватательным органом. Каракал способен в прыжке ловко схватить любую взлетающую или пролетающую над головой птицу. Он ловит их, взмахивая одновременно обеими передними лапами. В Индии любители охоты издавна приручали каракалов и использовали для ловли птиц и зайцев. Охотясь, каракал бесшумно подкрадывается к стае птиц, например голубей, и стремительно бросается в самую середину, хватая добычу на лету. В пищевой рацион каракала входят также зайцы и грызуны: тушканчики, песчанки, суслики.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • В конец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *