Наука изучающая озера

Наука об озерах называется лимнология.

Впадины на поверхности суши, заполненные водой, называются озерами.

По происхождению водной массы озера бывают:

материковые – образуются за счет атмосферных осадков;

реликтовые – остаточные (Онежское);

По происхождению озерных котловин выделяют озера:

тектонические – провалы в земной коре (Байкал, Танганьика);

вулканические – в кратерах вулканов;

ледниковые – созданы ледником, не отличаются большими глубинами и размерами, но встречаются в огромном количестве (Финляндия, Белоруссия, Скандинавия, Канада);

карстовые– образуются в условиях легко растворимых пород;

долинные – в долинах рек;

лагунные – характерны дл низменных побережий, когда мелководные заливы или бухты отделены от моря наносами песка или ила;

эоловые – ветровые, формируются в условиях пустынь под влиянием ветра;

запрудные – образуются путем запруживания рек или ручьев какими-нибудь преградами.

По режиму вод озера делятся на: сточные (имеют сток и не имеют притока); бессточные (имеют приток и не имеют стока); проточные (имеют и приток и сток).

Уровень воды в озерах, подобно уровню воды в реках, изменяется в течение года. Волны до 2-2,5 метров высотой характерны только крупным озерам. На них могут образовываться и стоячие волны – сейши, обусловленные неодинаковым уровнем воды в разных концах озера, причем высота их может достигать двух метров.

Вода в озере содержит соли. Озера по солености могут быть пресными и солеными. Пресные озера – общее содержание солей меньше 1‰.

Соленые бывают трех типов: собственно соленые, с преобладанием хлоридов, сульфатов натрия и магния (Эльтон, Баскунчак); содовые, или карбонатные (Ван); борные, содержащие буру (озера Тибета, Ирана).

Мелкие озера сравнительно недолговечны. Их котловины постоянно заполняются наносами рек и ручьев и остатками растений, останками животных, оседающих на дно в виде ила, или сапропеля. Иногда растительно-травяной войлок образует трясину и покрывает все озеро, превращая его в болото.

Болота

Образуются в местах с постоянным или периодическим избыточным увлажнением.

Болота в лесной зоне распространены повсеместно, но не равномерно. Всего на земном шаре болота занимают 35 млн. км².

Причины образования болот: зарастание озер; в местах выхода ключей; в связи с высоким уровнем грунтовых вод; при отсутствии дренажа на плоских участках.

Типы болот:

Низинные, или травяные;

Верховые, или моховые;

Переходные, или смешанные.

Низинные болота образуются в понижениях, на месте бывших озер. Питаются грунтовыми или речными водами, содержащими минеральные частицы. Для них характерны растения: осока, тростник, ситник, болотный хвощ, рогоз, зеленые мхи.

Верховые болота возникают на водоразделах и могут иметь выпуклую поверхность. Питаются за счет атмосферных осадков. Растения: белые, сфагновые мхи, пущица, багульник, клюква, росянка.

Переходные болота – переходная стадия между низинным и верховым болотом. Низинные болота, их поверхность в результате накопления растительных остатков постоянно повышается. Грунтовая вода перестает питать болото, травянистая растительность заменяется мхами, и низинное болото превращается в верховое.

В чистом виде низинные и верховые болота встречаются не часто. В основном – это переходные.

В.И. Вернадский о ноосфере.

Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое отношение к явлениям природы и общества. К числу таких счастливых исключений принадлежал основатель ряда новых научных направлений в естествознании академик Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). В трудах, опубликованных при его жизни, а еще больше в его огромном рукописном наследстве исключительно полно раскрыты его восприятие мира и диалектика природы.

В. И. Вернадский был очень требователен к себе при подготовке своих работ для опубликования, особенно если эти работы касались крупных, проблемных вопросов естествознания.

Среди трудов В. И. Вернадского работа «Научная мысль как планетное явление» занимает особое место. Ее отличает необычная обширность круга вопросов, затронутых в ней, и специфический характер рассматриваемой в ней основной проблемы. В этой «книге жизни» В.И. Вернадский рисует картину эволюции биосферы, зарождения и действия в ней новой мощной планетной силы — «научной мысли», обуславливающей период биосферы в новое качественное состояние – ноосферу – сферу разума.

В книге содержатся глубокие мысли об эволюции человечества в геологическом и социально-историческом масштабах времени. Это во всей мировой литературе первый опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса.

Всеохватывающее влияние науки и производства определяет начало нового периода в истории человечества, «биосфера перешла или, вернее переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества.» Указывая на все большую независимость власти разума над биосферой от различных условий природы, В.И. Вернадский подчеркивает, что по мере развития ноосферы эта независимость может быть реализована лишь при условии сохранения природных равновесных сил, сложившихся в биосфере. “В ХХ столетии человек должен уже прилагать специальные усилия, чтобы не допустить истребления всех животных – больших млекопитающих и пресмыкающихся,которых он по тем или иным соображениям захочет сохранить”, — пишет Вернадский. Весь труд В. И. Вернадского проникнут ощущением единства Земли, человечества, науки, связи их с космосом.

Геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение – ноосферы.

Связывая явления жизни в аспекте их атомов и учитывая то, что они идут в биосфере, т. е. в среде определенного строения, меняющиеся, и то только относительно, в ходе геологического времени, что они генетически неразрывно с ней связаны – неизбежно ясно становится, что биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными.

Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращаете в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

Биосфера ХХ века превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества.

Взрыв научного творчества, по мнению Вернадского, произошел в 1926-1927 гг., в определенной мере он создает переход биосферы в ноосферу. «Взрыв” научной мысли в ХХ столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе.

Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью и процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и приходящее геологическое явление. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.

Цивилизация «культурного человечества” – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, — не может прерваться и уничтожиться, так как это есть огромное природное явление, сложившееся благодаря организованности биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколь-нибудь сравнимой мере не было. Начавшееся создание ноосферы человеческой мыслью и трудом меняет всю обстановку его истории, не позволяет просто сравнивать прошлое с настоящим, как это было допустимо раньше.

Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания.

Термин «ноосфера” введен в науку французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом. Оба они были знакомы с идеями Вернадског и в известной мере находились под его влиянием. Книга Шардена «Феномен Человека», в ряде положений и прежде всего своей гуманистической убежденностью близка работе Вернадского. Однако Шарден не затрагивает специальных аспектов эры разума, также отношения науки к социальной жизни человечества – того, что является существенным в книге Вернадского.

В начале 30-х годов В.И. Вернадский принял и стал употреблять термин «ноосфера”, но вложил в него совсем иное, свое, содержание.

«Феномен Человека», так же как и другие произведения западных авторов, полны пессимистических предчувствий относительно будущего Мира. Книга Вернадского оптимистично, убежденно говорит о все возрастающей силе Разума и является подлинным гимном свободной научной мысли.

Люди не просто расселились практически по всей поверхности нашей планеты, проникли в глубины морей и океанов, поднялись на высочайшие горные вершины, освоили газовую оболочку Земли и сделали первые шаги в глубины Космоса. Своей практической деятельностью, своим трудом они активно и во все возрастающей степени меняют ту природную среду, в которой живут. Изменяются растительный и животный мир, географический ландшафт. Почва, состав и строение атмосферы и гидросферы, микроклимат достаточно больших зон. Влияние человека на природную среду становится в ряде отношений соизмеримым с тем, что совершается в природе под воздействием стихийных, вне человеческой деятельности, сил. Изменения эти столь значительны, что определенным образом сказываются на существовании того, что их породило, — на людях, создавших грандиозную систему общественного производства. Это – следствие явно вступившего в действие неотвратимого закона обратной связи, имеющего силу везде, где есть развитие. Таким образом, социальная жизнь человечества все теснее сплетается в единую сеть взаимозависимостей с теми природными объектами и процессами, которые образуют первоисходящую основу его бытия. Сама эта «первооснова” становится существенно иной. На нее накладывается неизгладимый глубокий отпечаток человеческой деятельности, общественного труда, вооружаемого и многократностью усиливаемого научной мыслью.

Разумная организация взаимодействия общества и природы – глобальная проблема всего человечества. По выражению В.И. Вернадского, образование ноосферы из биосферы требует проявления человечества как единого целого. Поэтому ученый не раз возвращается с размышлением о том, каким должно быть это “проявление человечества” как единого целого, чтобы взаимодействие природы и общества было организовано наиболее оптимально. Ему кажется, что оно может быть воплощено в едином для всей планеты “всемирном государстве”.

Чтобы ноосфера оправдала данное ей наименование «среды разума”, в ней действительно должна господствовать научная мысль, способная подчинить и подавить неблагоприятные для будущего человечества последствия технического прогресса и развернуть широкие перспективы для расцвета общественной жизни.

Ноосфера – новый посуществу объект научного познания. Это не просто общество, существующее в определенной среде, служащей пассивным поставщиком вещества и энергии и сохраняющееся в самом себе равном состоянии. И не сама по себе отдельно взятая среда, хотя бы и подвергшаяся сильному воздействию социальной жизни. Это нечто единое целое, в котором сливаются развивающееся общество и изменяемая им среда, взаимодействующие самым тесным образом. Можно с уверенностью сказать, что здесь действуют особые закономерности, в которых сложнейшим образом переплетаются законы живой и не живой природы, законы общества и законы человеческого мышления. О наличии таких интегральных законов мало что известно и их отыскание – задача огромной трудности. Трудность усугубляется еще и тем обстоятельством, что сам объект, в котором действуют такие закономерности, формируется, и еще не обрел всех своих отличительных специфических черт. Однако поиски этих законов имеют колоссальную не только теоретическую, но и сугубо практическую важность.

Факторами ноосферы, по мнению В.И. Вернадского, являются научная мысль, которая определяет ее организованность и развитие и мысль, нашедшая свое выражение в естественнонаучных теориях и в философии. Они вносят огромный вклад в создание единства науки, “ вселенности понимания”, как говорит Вернадский, потому, что в них также, а не только в одном “научном аппарате”, имеется общеобязательное содержание – объективная истина, не зависящая ни от человека, ни от человечества.

В.И. Вернадский тесно связывает научную мысль с реальной, материальной жизнью человечества, его практическими потребностями. По его мнению, “наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет переводимый ею в форму научной истины материал. Она – гуща жизни. Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде – ноосфере».

Возникновение ноосферы, ее последующее формирование под влиянием все растущей научной мысли и основанного на ней производительного социального труда – гигантский всепланетный процесс, для проникновения которого в космос уже теперь открыта дорога.

Науки о биосфере и ее объектах, т.е. все науки гуманитарные без исключения, науки естественные в собственном смысле слова, технические науки – являются областями знания, которые максимально доступны научному мышлению человека.

В частности, научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемыми как геологический фактор, как проявление ее организованности. Это науки «о духовном” творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке. Они обуславливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам – в новое ее состояние, в ноосферу.

Ее создание в истории планеты, начавшееся несколько десятков тысяч лет тому назад, является событием огромной важности в истории нашей планеты, связанным прежде всего с ростом наук о биосфере, и, очевидно, не является случайностью.

Биосфера является основной областью научного знания, хотя только теперь мы подходим к ее научному выделению из окружающей нас реальности.

Биосфера отвечает тому, что в мышлении и большинстве рассуждений философии, отвечает природе в обычном ее понимании.

Жизнь во всех ее проявлениях, и в проявлениях человеческой личности в том числе, резко меняет биосферу в такой степени, что совокупность неделимых жизни, а в некоторых проблемах и единая человеческая личность в ноосфере, не могут быть в биосфере оставляемы без внимания.

Живая природа является основной чертой проявления биосферы, она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью.

Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта энергия – биогеохимическая энергия – охватывает всю биосферу и определяет в основном всю историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

В пределах живого вещества вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человека, сохраняя в себе проявления обычной биогеохимической энергии, вызывает в тоже самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности далеко оставляющие за собой обычную биогеохимическую энергию живого вещества планеты.

Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной формой биогеохимической энергией, которая создает в настоящее время ноосферу. Эта форма биогеохимической энергии присуща не только Homo sapiens, но и всем живым организмам. Однако в них она является ничтожной, по сравнению с обычной биогеохимической энергией, и едва заметно сказывается в балансе природы, и то только в геологическом времени. Она связана с психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с проявлением разума.

Его проявление у предков человека вырабатывалось, по-видимому, в течение сотен миллионов лет, но оно смогло выразиться в виде геологической силы только в наше время, когда человек разумный охватил своею жизнью и культурной работой всю биосферу.

Биогеохимическая энергия живого вещества определяется прежде всего размножением организмов, их неуклонным, определяемым энергетикой планеты, стремлением достигнуть минимума свободной энергии – определяется основными законами термодинамики, отвечающими существованию и устойчивости планеты.

Литература

1. Никонова М.А. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для вузов. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2008.

2. Савцова Т.М. Общее землеведение: Учеб.пособие для вузов. — 4-е изд.,стер. — М.: Академия, 2008.

3. Селиверстов Ю.П. Землеведение: Учеб.пособие для вузов. — 2-е изд.,стер. — М.: Академия, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *