Пищевая цепь

Абиотические и биотические факторы регуляции экосистем

Исследованиями Н. И. Базилевич и др. (1993) установлено, что в наземных экосистемах различают две группы факторов, регулирующих деструкционные процессы, играющие весьма существенную роль в биологическом круговороте.

Это прежде всего абиотические факторы — выщелачивание растворимых соединений, фотохимическое окисление органического вещества и реакции его механического разрушения вследствие замерзания—оттаивания.

Эти факторы наиболее проявляются в надземных ярусах экосистем, а биотические факторы — в почвенном. Абиотические факторы деструкции характерны для аридных и семиаридных ландшафтов (пустыни, степи, саванны), а также для континентальных высокогорий и полярных ландшафтов.

Биотические факторы деструкции — это в первую очередь сапротрофные организмы (беспозвоночные и позвоночные животные, микроорганизмы), населяющие почву и подстилку, причём ведущим фактором в наземных ландшафтах служит главным образом почвенная микрофлора.

В Викисловаре есть статья «редуцент»

  1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: в 2-х т. М.: Мир, 1989. — 667 с., илл.
  2. Вронский А. В. Прикладная экология: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996, 512 с. ISBN 5-85880-099-8
  3. Гарин В. М., Клёнова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов. Серия «Высшее образование». Под ред. проф. В. М. Гарина. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003, 384 с. ISBN 5-222-03768-1

Контрольная работа по теме «Экосистема»

Контрольная работа по теме «Экосистема»

Вариант 1

Задание 1. Определите правильность суждения. Исправьте неправильные суждения.

1. Биоценоз – это сообщество организмов в их связи с окружающей средой.

2. Рельеф, климат, почва, воздух – абиотические факторы.

3. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

4. Роль продуцентов заключается в синтезе органических веществ.

5. Длина пищевой цепи живых организмов ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне.

6. Вторичные консументы – это растительноядные животные.

7. Переход к паразитизму снижает возможность вида выжить в борьбе за существование.

8. Биокосное вещество биосферы представляет собой результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов.

9. Устойчивость биосферы обеспечивается круговоротом веществ.

10. Взаимоотношения подберезовика и березы являются примером паразитизма.

Задание 2. Выберите один правильный ответ.

1. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат

1) минеральные вещества 3) пищевые объекты

2) солнечный свет 4) растения

2. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне потому, что и те и другие

1) поедают растительноядных животных

2) являются продуцентами

3) имеют крупные размеры

4) рацион их разнообразен

3. На каждый последующий пищевой уровень переходит энергии

1) 1% 2) 10% 3) 50% 4) 100%

4. Истинными редуцентами в биоценозах являются

1) водоросли 3) хищники

2) растительноядные животные 4) бактерии и грибы

5. К абиотическим факторам среды относят

1) подрывание кабанами корней 3) образование колоний птиц

2) нашествие саранчи 4) обильный снегопад

6. Примером смены экосистемы служит

1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

2) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

3) зарастание водоема

4) сокращение численности хищников в лесу

7. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1) лисица→дождевой червь→еж→листовой опад

2) еж→дождевой червь→листовой опад→лисица

3) листовой опад→дождевой червь→еж→лисица

4) еж→лисица→дождевой червь→листовой опад

8. К консументам II порядка в биогеоценозе водоема относятся

1) растения, образующие фитопланктон

2) рыбы, питающиеся растительной пищей

Контрольная работа по теме «Экосистема»

Вариант 2

Задание 1. Определите правильность суждения. Исправьте неправильные суждения.

1. Пищевая цепь чаще всего имеет не более 3 – 5 звеньев.

2. В пустыне ограничивающим фактором продуктивности экосистемы является температура.

3. В пищевой цепи, включающей травянистые растения, саранчу, паука-крестовика, воробья и ястреба, консументом первого порядка является ястреб.

4. Агроценозы не способны к саморегуляции.

5. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

6. Биогенное вещество биосферы создается в процессе жизнедеятельности организмов.

7. Вся энергия, поступающая к растениям от Солнца, расходуется на синтез органических соединений.

8. Взаимоотношения акулы и рыбы-лоцмана являются примером паразитизма.

9. Устойчивость биосферы обеспечивается постоянным притоком солнечной энергии.

10. Зона оптимума – это значение фактора, которое наименее благоприятно для жизнедеятельности организма.

Задание 2. Выберите один правильный ответ.

1. Водоем, заселенный разнообразными видами растений и животных, – это

1) биогеоценоз 2) фитоценоз 3) биосфера 4) агроценоз

2. Экологический фактор, находящийся в недостатке или избытке, называется

1) биотическим 2) ограничивающим 3) антропогенным 4) абиотическим

3. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в

1) использовании солнечной энергии

2) образовании органических веществ из неорганических

3) разрушении органических веществ до минеральных

4) образовании симбиотических связей с растениями

4. Какой из организмов в цепи (растение→кузнечик→лягушка→змея→еж) является консументом третьего порядка?

1) еж 2) змея 3) лягушка 4) кузнечик

5. Границы биосферы определяются

1) условиями, непригодными для жизни 3) колебаниями положительных температур

2) количеством выпадающих осадков 4) облачностью атмосферы

6. Процесс саморазвития биоценоза можно наблюдать на примере

1) весеннего половодья 3) случайного выброса нефтепродуктов

2) создания искусственного водоема 4) зарастания небольшого пруда

7. Определите правильно составленную пищевую цепь

1) ястреб→дрозд→гусеница→крапива 3) крапива→дрозд→гусеница→ястреб

2) гусеница→крапива→дрозд→ястреб 4) крапива→гусеница→дрозд→ястреб

8. К продуцентам в биогеоценозе водоема относятся

1) растения, образующие фитопланктон

2) рыбы, питающиеся растительной пищей

3) плотоядные рыбы

4) бактерии, разлагающие ил на дне водоема

9. К хищничеству относят взаимоотношения между

1) плотвой и щукой

2) раком-отшельником и актинией

3) плотвой и карпом

4) хорьком и горностаем

10. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

1) содержат одинаковое число звеньев в сетях питания

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

4) содержат одинаковые функциональные группы организмов

Задание 3. Выберите три правильных ответа.

В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

А) березами и елями

Б) березами и грибами-трутовиками

В) тлями и муравьями

Г) ежами и насекомоядными птицами

Д) березами и подберезовиками

Е) черемухой и опыляющими ее мухами

Задание 4. Вместо точек подберите соответствующие слова.

1. Длина пищевой цепи ограничивается … .

2. Геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразуемая ими – …. .

3. Температура, свет и влажность относятся к ……. факторам.

4. К продуцентам относятся ….. .

5. Антилопы и олени – это ….. .

6. Взаимоотношения подосиновика с корнями осины – …. .

Задание 5. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере? Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры. Какое значение имеет углерод в жизни живых организмов?

Задание 6. Ниже предложены две группы организмов. Они сгруппированы по определенному признаку, но один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним. Определите, какой организм лишний. Ответ обоснуйте.

I II

Дождевой червь Уж

Почвенная бактерия Сокол

Цианобактерия Олень

Мокрица Лисица

Рак Волк

Задание 7. Решите задачу.

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в Черном море вырос и мог существовать один дельфин весом 400 кг (планктон→мелкая рыба→хищная рыба→дельфин).

3) плотоядные рыбы

4) бактерии, разлагающие ил на дне водоема

9. Взаимоотношения между березой и елью, растущими в одном лесу – иллюстрация

1) симбиоза 3) хищничества

2) конкуренции 4) паразитизма

10. Агроценозы отличаются от естественных экосистем

1) отсутствием консументов 3) большим видовым разнообразием

2) не замкнутым круговоротом веществ 4) большей устойчивостью

Задание 3. Выберите три правильных ответа.

В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

А) ели, лиственницы

Б) копытень, кислица

В) шляпочные грибы, бактерии гниения

Г) мхи, папоротники

Д) личинки насекомых, дождевые черви

Е) бактерии гниения

Задание 4. Вместо точек подберите соответствующие слова.

1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания – ….. .

2. Различают три группы экологических факторов – …… .

3. Производители органического вещества – …. .

4. Количество живого вещества, выраженное в единицах массы – ….. .

5. Цианобактерии для синтеза органических соединений используют энергию ….. .

6. Хемо — и фотосинтезирующие бактерии – это …. .

Задание 5. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Какое вещество биосферы называют биогенным? Приведите примеры. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере? Что такое диапазон выносливости?

Задание 6. Ниже предложены две группы организмов. Они сгруппированы по определенному признаку, но один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним. Определите, какой организм лишний. Ответ обоснуйте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *