Рельеф земной поверхности

Формы земной поверхности.

Окружающий мир

ФОРМЫ

ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

2 класс

Отгадайте загадку:

На ладонь он ляжет весь.

Не часы – а стрелка есть.

Он в дороге пригодится –

С ним нигде не заблудиться.

Компас

  • Что такое компас?
  • Для чего люди пользуются этим прибором?
  • Как устроен компас?
  • По каким признакам можно ориентироваться в природе?
  • Ответьте на вопросы теста.

  • Сегодня на уроке мы поговорим о форме земной поверхности.
  • Узнаем, какие бывают формы земной поверхности.
  • Научимся сравнивать по схеме холм и гору.
  • Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Физическая карта России

Основные формы земной поверхности

Горы

Равнины

Равнина

Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Плоская равнина

Холмистая равнина

Физическая карта России

Холм

возвышение на равнине

вершина

подошва

склон

Овраги

овраг

Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами –

это овраги.

Образование оврага

промоина

Балка

Состарившийся овраг

Гора

Возвышенность более 200 метров над окружающей местностью .

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами –

горными хребтами.

Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?

Вершина

Склон

Подошва

Склон – это та часть горы или холма,

которая располагается между

подошвой и вершиной.

Склоны бывают крутые или пологие.

Вершина – самая высокая часть

Подошва (подножие) – это место,

холма или горы.

где начинается гора или холм.

Гора и холм имеют одинаковые части.

Чем отличаются холм и гора?

Высота до 200 м

Высота более 200 м

В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.

Различие гор по высоте.

Высокие

(более 2 000 м)

Средние

(от 1 000

до 2 000 м)

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров.

Низкие

(до 1 000 м)

Работа по учебнику.

Прочитаем вслух рассказ Н. Сладкова «Красота гор»

на стр. 80 учебника.

Что вас поразило и удивило в этом рассказе?

Физическая карта России

Горы Кавказа.

Эльбрус.

Высота 8848 метров

Кавказ

Северный Кавказ. Анапа.

Проверь себя.

Формы земной поверхности

Горы

Равнины

Холмистые

Плоские

  • С какими формами земной поверхности мы познакомились?
  • Что такое холм?
  • Что такое гора?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Как образуются овраги?
  • Как человек борется с их образованием?
  • Какие горы и равнины нашей страны вы знаете?
  • Ответьте на вопросы самопроверки.

Домашнее задание:

Учебник стр.78-81

Тетрадь стр. 49-50

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1347

Красулина Л. В.

Москва

2017 г.

Интернет – ресурсы

Картинка для создания фона

Божья коровка

Божья коровка на листе

http:// img-fotki.yandex.ru/get/4612/132352990.3/0_6e633_41976889_XL

Божья коровка на листе – 2

3.2. Рельеф. Основные формы рельефа

Рельеф – форма физической поверхности Земли, рассматриваемая по отношению к её уровенной поверхности.

Рельефом называется совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. При проектировании и строительстве железных, автомобильных и других сетей необходимо учитывать характер рельефа – горный, холмистый, равнинный и др.

Рельеф земной поверхности весьма разнообразен, но все многообразие форм рельефа для упрощения его анализа типизировано на небольшое количество основных форм (рис. 28).

Рисунок 28 — Формы рельефа:

1 — лощина; 2 — хребет; 3, 7, 11 — гора; 4 — водораздел; 5, 9 — седловина; 6 — тальвег; 8 — река; 10 — обрыв; 12 — терраса

К основным формам рельефа относятся:

Гора – это возвышающаяся над окружающей местностью конусообразная форма рельефа. Наивысшая точка её называется вершиной. Вершина может быть острой – пик, или в виде площадки – плато. Боковая поверхность состоит из скатов. Линия слияния скатов с окружающей местностью называется подошвой или основанием горы.

Котловина – форма рельефа, противоположная горе, представляющая собой замкнутое углубление. Самая низкая точка её – дно. Боковая поверхность состоит из скатов; линия их слияния с окружающей местностью называется бровкой.

Хребет – это возвышенность, вытянутая и постоянно понижающаяся в каком – либо направлении. У хребта два склона; в верхней части хребта они сливаются, образуя водораздельную линию, или водораздел.

Лощина – форма рельефа, противоположная хребту и представляющая вытянутое в каком – либо направлении и открытое с одного конца постоянно понижающееся углубление. Два ската лощины; сливаясь между собой в самой низкой части её образуют водосливную линию или тальвег, по которой стекает вода, попадающая на скаты. Разновидностями лощины являются долина и овраг: первая является широкой лощиной с пологими задернованными скатами, вторая – узкая лощина с крутыми обнаженными скатами. Долина часто бывает ложем реки или ручья.

Седловина – это место, которое образуется при слиянии скатов двух соседних гор. Иногда седловина является местом слияния водоразделов двух хребтов. От седловины берут начало две лощины, распространяющиеся в противоположных направлениях. В горной местности через седловины обычно пролегают дороги или пешеходные тропы; поэтому седловины в горах называют перевалами.

3.3. Изображение рельефа на планах и картах

Для решения инженерных задач изображение рельефа должно обеспечивать: во-первых, быстрое определение с требуемой точностью высот точек местности, направления крутизны скатов и уклонов линий; во-вторых, наглядное отображение действительного ландшафта местности.

Рельеф местности на планах и картах изображают различными способами (штриховкой, пунктиром, цветной пластикой), но чаще всего с помощью горизонталей (изогипсов), числовых отметок и условных знаков.

Горизонталь на местности можно представить как след, образованный пересечением уровенной поверхности с физической поверхностью Земли. Например, если представить холм, окружённый неподвижной водой, то береговая линия воды и есть горизонталь (рис. 29). Лежащие на ней точки имеют одинаковую высоту.

Допустим, что высота уровня воды относительно уровенной поверхности 110 м (рис. 29). Предположим теперь, что уровень воды упал на 5 м и часть холма обнажилась. Кривая линия пересечения поверхностей воды и холма будет соответствовать горизонтали с высотой 105 м. Если последовательно снижать уровень воды по 5 м и проектировать кривые линии, образованные пересечением поверхности воды с земной поверхностью, на горизонтальную плоскость в уменьшенном виде, то получим изображение рельефа местности горизонталями на плоскости.

Таким образом кривая линия, соединяющая все точки местности с равными отметками, называется горизонталью.

Рисунок 29 — Способ изображения рельефа горизонталями

При решении ряда инженерных задач необходимо знать свойства горизонталей:

1. Все точки местности, лежащие на горизонтали, имеют равные отметки.

2. Горизонтали не могут пересекаться на плане, поскольку они лежат на разных высотах. Исключения возможны в горных районах, когда горизонталями изображают нависший утес.

3. Горизонтали являются непрерывными линиями. Горизонтали, прерванные у рамки плана, замыкаются за пределами плана.

4. Разность высот смежных горизонталей называется высотой сечения рельефа и обозначается буквой h.

Высота сечения рельефа в пределах плана или карты строго постоянна. Её выбор зависит от характера рельефа, масштаба и назначения карты или плана. Для определения высоты сечения рельефа иногда пользуются формулой

h = 0,2 мм · М,

где М – знаменатель масштаба.

Такая высота сечения рельефа называется нормальной.

5. Расстояние между соседними горизонталями на плане или карте называется заложением ската или склона. Заложение есть любое расстояние между соседними горизонталями (см. рис. 29), оно характеризует крутизну ската местности и обозначается d.

Вертикальный угол, образованный направлением ската с плоскостью горизонта и выраженный в угловой мере, называется углом наклона ската ν (рис. 30). Чем больше угол наклона, тем круче скат.

Рисунок 30 — Определение уклона и угла наклона ската

Другой характеристикой крутизны служит уклон i. Уклоном линии местности называют отношение превышения к горизонтальному проложению. Из формулы следует (рис. 30), что уклон безразмерная величина. Его выражают в сотых долях (%) или тысячных долях – промиллях (‰).

Если угол наклона ската до 45°, то он изображается горизонталями, если его крутизна более 45°, то рельеф обозначают специальными знаками. Например, обрыв показывается на планах и картах соответствующим условным знаком (рис. 31).

Изображение основных форм рельефа горизонталями приведено на рис. 31.

Рисунок 31 — Изображение форм рельефа горизонталями

Для изображения рельефа горизонталями выполняют топографическую съемку участка местности. По результатам съемки определяют координаты (две плановые и высоту) для характерных точек рельефа и наносят их на план (рис. 32). В зависимости от характера рельефа, масштаба и назначения плана выбирают высоту сечения рельефа h.

Рисунок 32 — Изображение рельефа горизонталями

Для инженерного проектирования обычно h = 1 м. Отметки горизонталей в этом случае будут кратны одному метру.

Положение горизонталей на плане или карте определяется с помощью интерполирования. На рис. 33 приведено построение горизонталей с отметками 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 м. Горизонтали кратные 5 или 10 м проводят на чертеже утолщенными и подписывают. Подписи наносят таким образом, чтобы верх цифр указывал сторону повышения рельефа. На рис. 33 подписана горизонталь с отметкой 55 м.

Там, где заложения больше, наносят штриховые линии (полугоризонтали). Иногда, чтобы сделать чертеж более наглядным, горизонтали сопровождают небольшими черточками, которые ставятся перпендикулярно горизонталям, по направлению ската (в сторону стока воды). Эти черточки называются бергштрихи.

Конспект урока по географии «УНИКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ИХ ОХРАНА» 6 класс

Фролова О.О. вчитель вищої категорії. Новоолександрівська ЗОШ Єланецького р-ну

Урок географии. 6 класс

Тема. УНИКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ИХ ОХРАНА

Цель: углубить и систематизировать знание учеников о литосфере путем изучения охраны недр; сформировать у учеников умение работать со статистическими данными и тематическими картами; продлить формировать умение учеников делать выводы, используя полученные знания и дополнительные источники информации; содействовать развитию экологического мышления учеников, воспитания хозяйственного отношения к естественным богатствам своего края.

Базовые понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые, природоохранные территории.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

И. Организацийний момент

II. Актуализация опорных знаний и умений

Прием «Блиц-опрос»

3 каких слоев складывается материковая и океаническая земная кора?

Какими способами ученые изучают состав земной коры?

3 какой целью изучают земные недра?

Как человек использует в хозяйственной деятельности полезные ископаемые?

Что являет собой литосфера?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Прием «Фантастическая добавка»

Учитель. Мы живем в окружении воздуха и воды, растений и животных, а также разных камней. Камни обычно относят к «неживой природе», но часто можно услышать, то даже молчаливые камни «живут» своей особенной жизнью. Казалось бы, что необычного в камне? Однако это одно из удивительнейших творений природы. Если внимательно всмотреться в камне (демонстрирует образцы), шо повсюду вокруг нас, то можно легко убедиться в том, шо все они разные: одни — серые, желтые, другие — зелени, красные; одни тверди, а другие — пышные. Все камни — это горные породы и минералы, из которых состоит земная кора. Изучение строения, составлю и свойств горных пород и минералов позволяет ученым воспроизводить геологическую историю формирования нашей планеты. Считается, что камни молчат. Но это не совсем так. Сегодня на уроке мы с вами научимся «слушать» и «понимать» то, о чем могут рассказать камни.

IV. Изучение нового материала

Развернут план этапа

1. Уникальные формы рельефа – неповторимые, своего рода единственные формы земной поверхности.

(Работа с текстом учебника — фронтально).

Задание. Выписать в тетради:

А) Группы уникальных форм рельефа;

Б) Дать им короткую характеристику.

В) Подобрать к ним примеры.

Создание уникальных форм рельефа в результате внутренних и внешних процессов Земли, работы ветра, текучих вод, выветривания. (Смотри рисунок №1.)

2. Значение уникальных форм рельефа.

Прием » Творческая лаборатория». (Каждому ученику нужно назвать значение уникальных форм рельефа.)

— Научная ценность;

— Познание и «рассказ» о развитии рельефа;

— Дознание о геологическом времени;

— Обогащение знаний о животном и растительном мире, полезных ископаемых;

— Развитие флоры и фауны;

— Создание естественных музеев и заповедников;

— Бережное отношение к таким формам рельефа.( Смотри рисунок №2)

4. Уникальные формы рельефа на территории Украины. (Короткие выступления учеников об уникальных формах рельефа на территории Крымского полуострова: вулкан Карадаг, Большой каньон Крыма, Арабатска стрелка.) (Смотри рисунок №3)

Рубрика «Интересно знать»

  • В юго-восточной части Подольской возвышенности есть невысокие известняковые пасма с живописными вершинами. Это остатки давнего тропического моря Сарматки. Его волны плюскотіли здесь в неогеновом периоде кайнозойской эры, где-то 20-25 млн лет потому. Во время горообразования в Карпатах море отступило, а остатки его органического мира стали основой для образования огромных прибрежных коралловых рифов, которые зовутся товтрами. Подольские Товтри — уникальная достопримечательность геологического прошлого, подобной которой нет во всей Европе. Главное их пасмо в ширину от 2—3 до 10-12 км протягивается приблизительно на 200 км, пересекая Подолье от поселка Подкамня на Львовщине к Кам’янця-подільського. В среднем товтрове пасмо возвышается над окружающей средой на 50-70 м. Отдельные вершины вдоль каньйоноподібних долин Днестра достигают 100-150 м. За чрезвычайную живописность, за напоенную ароматами медоносов воздуха эту местность называют Медоборами. Крепкие товтрові известняки Медоборив издавна используются в качестве сырье для асфальтовых и цементных заводов. Из белого медоборського камню построена древнерусская крепость в Старом Збаражи, а также сотни сел и городов, в частности кварталы возрожденного после Великой Отечественной войны Тернополя.

  • Наибольшее впечатление на всех, кто приезжает в Канев, исправляет на удивление странный рельеф окружающей местности. Увидено здесь внезапно переносит нас из равнины в самые настоящие горы. Эти горы не обозначены на картах, но Каневские горы — явление уникально для всей Восточноевропейской равнины. Местность здесь приобретает горный вид благодаря своему окраинному географическому положению на стыке Приднепровской возвышенности и одноименной низменности, что размежеванные долиной Днепра. Общая длина Каневских гор — 75 км, максимальная ширина — 35 км. Несколько миллионов лет потому на территории Каневских гор катило волны море. В его осадочных отложениях сохранились остатки вымерших животных: моллюсков, ихтиозавров, плезиозавров, великанов-китов, акул, морских раков. На берегах моря росли пальмы, фикусы, эвкалипты, янтарные сосны. Около 260 тыс. лет потому территория была захвачена днепровским ледником, который надвигался из севера. Вероятно, шо именно ледник насунул более давние породы на молодежи. Улесових и песчаных отложениях Каневских гор случаются кости мамонта, найденные также кости шерстистого носорога, великана-оленя, зубра, пещерного медведя и тому подобное. Каневские горы являются настоящим музеем под открытым небом, потому здесь создан заповедник, где работают ученые геоморфологи, палеонтологи, геологи, биологи но др. Немало естественных каменных образований есть в пустыне Аризона (США), в так называемой Долине памятников. На северном востоке штата Вайоминг (США) одна из самых выразительных естественных скульптур — «Башня дьявола», она даже изображена на почтовой марке. Это округлая брыла діаметром около 250 м из красного порфира высотой 240 м. Существует мысль, что «Башня дня вола» е остатком давнего геологического образования или вулкана.

V. Закрепление изученного материала

Прием » Собственные примеры»

Задание:

1. Разработайте собственные мероприятия по сохранению окружающей среды. Предложите ваши варианты решения этих проблем и рационального использования богатств Земли. (После выработки месторождений полезных ископаемых некоторые котлованы заливают водой, берега их озеленяют. В водоемах разводят рыбу, водоплавающих птиц, рационально добывать и использовать полезные ископаемые, предотвращать возникновение оврагов, экономно отводить землю под строительство городов, фабрик, заводов, железных дорог и шоссейных дорог.)

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

Прием «Собственные примеры»

(работа в группах или индивидуально)

Задание

разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых.

Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.

VI. Итог урока

Заключительное слово учителя

Земная кора состоит из горных пород и минералов, разных за свойствами в зависимости от происхождения. Большинство горных пород и минералов широко используются людьми в хозяйственной деятельности. Украина богата на разные виды полезных ископаемых, что создает благоприятные условия для развития отраслей хозяйства.

Наша планета богата на уникальные и неповторимые за красотой формы рельефа. С целью их охраны и сохранения создают природоохранные территории.

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф учебника, повторить параграфы раздела » Литосфера».

• Подготовиться к уроку обобщения знаний.

Уровни рельефа

В геоморфологии выделяют три уровня рельефа: элементы рельефа, формы рельефа и комплексы рельефа.

Элементы рельефа

Элементы рельефа — это простейшие составляющие рельефа: точки, линии и поверхности. Поверхности, или грани, рельефа относят к элементам первого рода, а точки и линии к элементам второго рода. Элементы рельефа второго рода образуются при пересечении двух (линий) или более (точки) элементов первого рода.

По форме элементы первого рода рельефа могут быть плоскими, выпуклыми, вогнутыми и комбинированными (выпукло-вогнутыми, вогнуто-выпуклыми, волнистыми, ступенчатыми и др.). По крутизне (наклону) среди элементов первого рода выделяют горизонтальные (0°, 5 % суши Земли), субгоризонтальные (более 0° до 2°, 15 % суши Земли) и склоны (более 2°, 80 % суши Земли).

Линии, или рёбра, рельефа разделяют поверхности, падающие в разные стороны (тальвег, водораздел) либо падающие в одну сторону поверхности разной крутизны (бровка, тыловой шов (подошва, подножье)).

К точкам рельефа относятся горные вершины и днища конусообразных воронок.

Формы рельефа

Подробнее см. Форма рельефа

Формы рельефа — конкретные неровности земной поверхности, представляющие собой поверхность, облегающую трёхмерное объёмное тело и состоящие из элементов рельефа или более простых форм рельефа. Формы рельефа могут быть простыми и сложными, положительными и отрицательными, открытыми и замкнутыми.

Комплексы рельефа

Комплекс (тип) рельефа — это совокупность форм рельефа, сходных по какому-либо признаку: внешне (морфологически), по происхождению (генетически), по возрасту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *