Сочинение по картине пластова

Сочинение — описание по картине А.А. Пластова «Летом». 5-й класс

  • Николаева Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цель: Подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.

Задачи:

  • Формировать навыки составления описания картины.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Отрабатывать навыки работы в группе.
  • Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи.

Ход урока:

Перед уроком провести жеребьевку среди учащихся (на выбор три цвета, какой цвет выбрали, за тот стол садятся).

I. Организационный момент. Презентация (Приложение 1).

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

С музыкой (говорить слова, проходя между партами учеников и дотрагиваясь до них). Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и … исчезло…

(Дети слушают музыку).

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.) Какое время года напоминает эта музыка?

Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете)

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.

III. Постановка цели.

Посмотрите внимательно на эту картину.

Что привлекает вас в ней? (написана яркими красками, будто вся пронизана спокойствием, дает ощущение теплоты, интересные герои, корзина полная грибов и ягод, солнечная полянка).

Ребята, однажды с этой картиной произошло странное событие, исчезли герои: бабушка и внучка. Нам просто необходимо их вернуть.

Что нужно сделать, чтобы вернуть героев? (Мы должны описать картину)

Но не только описать картину, а постараться составить устное сочинение по этой картине. Это и будет задачей нашего урока.

IV. Организация подготовки восприятия картины

Чтобы наше описание состоялось, давайте проведем расследование, восстановим картину А.А.Пластова “Летом”. (Здесь надеваю полицейскую фуражку). Расследование, ребята, ведется тремя группами: следователи, опергруппа, криминалисты.

У каждой группы своя задача:

Возьмите в руки инструкции, это карточка желтого цвета. Прочитайте их и определите задачу вашей группы.

Следователи. Ваша задача осмотреть место происшествия. Дополнить данные с места происшествия. Доложить результаты через 3 минуты.

Задание на карточках. Вставить пропущенные слова.

Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая. Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки. Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветам; лиловыми колокольчиками.

Опергруппа. Ваша задача составить фоторобот исчезнувших героев.

Задание на карточках.

Распределить предложения, которые наиболее точно описывают бабушку и внучку. В красном платке обирает ягодки с сорванного кустика. С босыми ногами. Виднеется коса из-под косынки. В синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает. Присела отдохнуть рядом с собакой.

Криминалисты. Ваша задача собрать улики и сделать соответствующие выводы.

Задание на карточках. Собрать пазлы фрагментов картины: собака, кувшин, ведро, корзина. Описать предметы.

Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет. У нее густая светло-коричневая шерсть.

Кувшин — глиняный, коричневого цвета, наполненный ягодами.

Корзина – плетеная, с грибами.

Ведро — полное грибов.

Учитель: Справиться с данной задачей вам помогут карточки красного цвета и дружная работа в группе.

V. Словарно-стилистическая работа.

Учитель: Время вышло, доложить обстановку. (Выдержать паузу, чтобы привлечь внимание учащихся). Учащиеся выходят к доске.

Все остальные группы внимательно слушают и вносят информацию в протокол.

Ребята, сначала запишем слова и выражения о месте происшествия, т.е. о поляне.

После доклада следователей, картина начинает открываться.

А сейчас запишем в протокол слова и выражения, которые наиболее точно описывают наших героинь: бабушку и внучку.

После доклада опергруппы, картина открывается еще на одну часть.

Продолжаем заполнять протокол. Слушайте внимательно и заполняйте оставшиеся строчки в протоколе.

После доклада криминалистов, картина открывается полностью.

Учитель: Ребята, мы провели большую работу, собрали материал, который поможет нам описать картину А.А.Пластова “Летом”. Но ярким наше описание станет тогда, когда мы подберем эпитеты – прилагательные.

Игра. Синонимы.

  • Усталая – утомленная (бабушка)
  • Ослепительный – яркий (день)
  • Знойное – жаркое (лето)
  • Зрелые – спелые (ягоды)
  • Золотистые – желтые (лучи)
  • Смуглое — загорелое (лицо)
  • Радостное — веселое (настроение)

Физминутка.

Как прекрасен мир вокруг.
Оглянись, мой милый друг.
Вот картина, вот другая,
Галерея-то какая!!!!

Вопросы:

— Ребята, на какой картине изображен заросший ряской пруд?

— Величавые, корабельные сосны?

— Туман над рекой?

Встаньте, повернитесь лицом к картинам. Вы увидели репродукции картин. А настоящие картины вы можете посмотреть в Третьяковской галерее, которая находится в столице России – Москве.

Садимся и продолжаем работу.

VI. Составление плана сочинения.

Учитель: В этой галерее находится и героиня нашего урока — картина Аркадия Александровича Пластова “Летом”. Есть она и в ваших учебниках на странице 288.

Откройте её.

Мы собрали богатый материал, украсили его эпитетами. Теперь нужно навести порядок. Составить план. (Работа с доской).

Посмотрите на доску. Любое сочинение состоит из трех основных частей. Назовите их.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

А теперь обратите внимание на пункты плана. Прочитайте их.

— Что можно отнести к вступлению?

— О чем мы будем рассказывать в основной части сочинения?

— Чем закончим наше сочинение?

(Чем привлекательна картина) – это и есть главная идея художника.

— Почему и для чего Пластов написал эту картину?

В картине “Летом” (1954) А.А. Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.

Учитель: У нас получился четкий план. Как хочется по нему написать сочинение!

Учитель: И очень важно для сочинения – подобрать художественное начало и концовку.

Я предлагаю вам поработать в группах. Возьмите синие листы, прочитайте и выберите понравившееся начало и концовку.

Задание: определить начало и концовку сочинения (Приложение 5).

VII. Устное написание сочинения.

Мы приближаемся к финалу нашей работы. Попробуем, используя собранный материал и план сочинения, устно описать картину.

(Имя ребенка), давай попробуем.

Умница! Ты превосходно справилась с описанием картины.

VIII. Итог урока. Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?

IX. Рефлексия. Герои нашей картины собирали ягоды. Соберем и мы. У вас на столах лежат ягодки красного и зеленого цветов. У меня на доске две корзинки.

Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то положите в корзинку красную ягодку.

Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую ягодку.

Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.

Молодцы, но я вижу, что не все готовы написать дома сочинение.

X. Домашнее задание.

Поэтому вы получаете разные домашние задания:

Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.

Написать сочинение по плану, используя собранную информацию и план, который мы составили.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А.Пластова: “Я люблю нашу жизнь… Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать”.

Я желаю вам успехов в работе, умейте видеть и замечать!

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Творчество: начало пути

Пластов – художник, который изображал на своих полотнах жизнь и быт послереволюционных жителей сельской местности. Недаром его называют «певцом советского крестьянства».

Одними из первых значительных картин Аркадия Александровича являются: «Купание коней», «Колхозный праздник». Их художник написал в 1937 году. Первую – специально для выставки, которая была приурочена к двадцатилетию РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Второе полотно было создано для выставки, которая носила название «Индустрия социализма». Далее – краткое описание картины Пластова.

Летом, на свежем воздухе, на просторе, большим коллективом отмечать праздники – одно удовольствие. На этой картине нарисованы столы, на которых стоят самовары, лежат угощения, выращенные, произведенные своими руками, продукты животноводства.

Наверху, над трибуной, портрет главы государства того времени – И. В. Сталина. Люди празднично одеты, здесь и дети, и взрослые, и старики. С этой работой художника можно ознакомиться, взглянув на фото. Летом тепло, поэтому вот такие праздники устраивались прямо под открытым небом.

В 1938 году Пластов пишет картину «Колхозное стадо». На нем пожилой пастух пасет коров.

>Видео по теме

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием – она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам – это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Сочинение на тему: «Картина А. Пластова «Летом»»

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На заднем плане — залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *