Зима и лето

Образцы сочинений про сравнение

Образцы сочинений

Роль сравнений в текстах разных стилей.

Вариант 1.

Сравнение — одно из самых распространенных средств изобразительности в речи. Сравнения широко используют поэты, к ним прибегают ученые, чтобы популярно объяснить какое-либо явление, их используют публицисты как средство яркой речевой экспрессии. Сравнением называется образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства. Сравнение может быть выражено и словом, и словосочетанием, и сравнительным оборотом, и придаточным, и даже самостоятельным предложением или сложным синтаксическим целым.

По смысловому наполнению и эмоциональной окраске сравнения могут быть очень разнообразны. Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др. В предложенном тексте примером сравнения в такой форме может служить предложение 6: «как птицы», «как леса».

По форме сравнения также не исчерпываются оборотами со сравнительными союзами. В качестве компаративного тропа может служить пример предложения 5: «драгоценнее».

Придаточные со значением сравнения представлены в наибольшем количестве. Это предложения 3, 4, 28.

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность. Иллюстрацией к этому может служить предложение 14.

Нет сомнения, Оля права, говоря, что в речи сравнения нужны. На основе сравнения развиваются другие тропы, например, метафора.

Вариант 2.

Как художественный приём, сравнение – это сопоставления двух явлений, предметов, людей и их черт и т.д. по признаку, наиболее выражающему замысел, позицию, мироощущение автора. Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др. В качестве сравнительного может выступать и союз что:

О России петь – что стремиться в храм. (И.Северянин) Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа. Сравнение может создаваться также с помощью слов, указывающих на схожесть явлений: похож на, напоминает, кажется и т.п. (Сводом каменным кажется небо. (Ахматова). Помимо этого, существуют и другие сравнительные конструкции: предложно-падежные сочетания с предлогами в виде, наподобие, творительный сравнения, родительный сравнения, сравнительное придаточное, метафоры разных структур и др. Всё это образует компаративное пространство языка.

Родительный сравнения, прежде всего, используется для того, чтобы зрительно передать, описать, охарактеризовать внешний вид, внутренне свойство и состояние, поведение и т.п. Сравнение может быть выражено в форме риторического вопроса (О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?).

Сравнение оформляется и как отдельное предложение, начинающееся словом так и по смыслу связанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания, как, например, в «Бахчисарайском фонтане» А.С. Пушкина: «Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда. Так плачет мать во дни печали о сыне, павшем на войне».

При сравнении может находиться определение. Определение при господствующем слове делает сравнение ещё более образным и наглядным, называя те общие признаки, по которым один предмет был уподоблен другому («Учитель мой, взъерошенный как бес»)

Сравнение может касаться не одной какой- либо стороны явления, а ряда сторон, ряда признаков сложного явления. Такое сравнение называется развернутым и строится обычно с использованием союза так. Примером может служить 11 строфа стихотворения Пушкина «Осень»:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Это были прямые сравнения. Бывают еще и отрицательные сравнения (с использованием отрицания не), в них явления сопоставляются не прямо, а через отрицание их тождества. Отрицательные сравнения обычны в народной словесности. В книжной словесности отрицательные сравнения гораздо более редки, чем прямые, и применяется обычно в представляющих собой переложения древних источников или стилизованных текстах.

Подведя итог ранее сказанному, можно с полным правом утверждать, что сравнение представляет собой как бы основу, источник других средств художественной изобразительности. Из сравнения развивается метафора и другие тропы.

Вариант 3.

Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению (ср. золото листьев — листья желтые, как золото, дремлет камыш — камыш недвижим, как будто он дремлет). В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия). Приём сравнения играет огромную роль в жизни и деятельности человека: сравнение применяется как метод познания действительности, ведущий к установлению характерных признаков предмета; вместе с тем сравнение широко употребляется и в качестве приёма художественной речи, служащего одним из средств зарисовки образа. Какую же роль играет сравнение в тексте?

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П) Сравнение призвано придать слову образную художественную выразительность в соответствии с творческим замыслом автора.

Сравнение может быть выражено и словом, и словосочетанием, и сравнительным оборотом, и придаточным, и даже самостоятельным предложением или сложным синтаксическим целым.

Обычно они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто и др. (Хорошо и тепло, как зимой у печки, и березы стоят, как большие свечки. (Есенин). Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные придаточные предложения.

В произведениях устного народного творчества распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию.(Не ветер бушует над бором,/ Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои. Некр.) В отрицательных сравнениях один предмет противопоставляется другому.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Сравнение признаков весны и осени»

Алевтина Бобова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Сравнение признаков весны и осени»

ЦЕЛИ:

I. Образовательная:

1.) Сравнение признаков весны и осени.

II. Коррекционно-развивающая:

1.) Обобщение ранее полученных знаний о весне и осени.

2.) Обучение преобразованию существительного единственного числа в существительные множественного числа. ;

3.) Обогащение словарного запаса;;

4.) Составление рассказа по пиктограмме.

5.) Развитие связной речи;

6.) Развитие слухового и зрительного восприятия;

7.) Развитие логического, образного мышления;внимания;

9.) Развитие мелкой и общей моторики;

III. Воспитательная:

1.) Воспитание навыков самостоятельной деятельности;

2.) Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

3.) Воспитание прилежности;

4.) Воспитание аккуратности;

5.) Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;

6.) Формирование навыка самоконтроля и самооценки;

7.) Воспитание взаимодействия в коллективе

Оборудование:

Пиктограмма. Картинки с изображениями весны и осени.

Орг. момент.

Здравствуйте ребята. Встали все правильно. Посмотрели на меня. Улыбнулись друг другу.

Ребята, сейчас на место сядет тот, кто назовет, какая осень? Слушайте внимательно, какая осень?

Молодцы.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие признаки осени вы знаете?

Молодцы ребята.

Ребята, вы сказали, ветры холодные дуют. Молодцы, вы это знаете, замечаете. А сейчас поиграем со словом ветер. Хотите поиграть?

Ребята, ответьте мне на вопрос, Что делает ветер? (дует)

Что делал ветер? (дул)

Что сделал ветер? (сдул)

Что будет делать ветер? (будет дуть)

Молодцы, ребята. Поиграли с ветерком.

Ребята, а сейчас мы поиграем с вами еще в одну интересную игру. Но эта игра требует внимания. Будьте очень внимательны. Вы должны угадать слово.

Ветер дует, а ветры …

Птица улетает, а птицы….

Лист желтеет, а листья….

Цветок увядает, а цветы…

Холод наступает, а холода….

Лист падает, а листья….

Ребята, а сейчас встаньте. Отдохнем мы с вами.

Физкультминутка:

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше.

Молодцы ребята. Отдохнули!

Ребята, а сейчас отгадайте загадки.

1. Время года отгадай:

2. Гнет к земле деревья

Собирают урожай, Тучи нагоняет,

Разноцветный лес красивый, пыль с дороги темной

Мокнут скошенные нивы, нам в лицо бросает.

Тучи по небу гуляют. Кто о нем загадку,

Птицы к югу улетают, Дети, отгадают? (ветер)

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят. (осень).

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал. (дождь)

Молодцы ребята. Угадали загадки.

А сейчас вспомните и скажите, какие времена года вы еще знаете?

Молодцы. Ребята, давайте мы с вами вспомним, что происходит с природой весной, а что происходит осенью.

Какое небо весной, а какое небо осенью?

Про птиц, что делают весной, что делают осенью.

Про деревья. Про цветы. Про урожай. Про насекомых. Про одежду. Про день и ночь.

Ребята, и придумаем рассказ.

У вас на столах лежит таблица. Положите ее перед собой.

1. Какое небо весной? Чистое, высокое, облака белые

Осенью – темные тучи, часто идет дождь.

2. Вспомните, какое солнце весной? Теплое, ласково греет.

Осенью – греет слабо, тусклое.

3. про птиц вспомним. Весной птицы к нам прилетают, а осенью – улетают.

4. Весной на деревьях почки набухают, листочки распускаются, а осенью – листья желтеют, опадают.

5. Цветы весной распускаются, цветут, а осенью – увядают.

6. Весной сажают в землю семена, чтобы вырос урожай, а осенью собирают урожай.

7. Про насекомых вспомним. Осенью насекомые выползают из коры деревьев, из земли. Просыпаются. А осенью снова прячутся.

8. Весной начинают носить легкую одежду, а осенью теплую.

9. Весной дни длиннее, ночи короче, а осенью ночи длинные, а дни короткие.

Молодцы ребята.

А сейчас, ко мне будут подходить ребята, и по очереди, по строчке, рассказывать рассказ.

Молодцы ребята.

Ребята, молодцы. Я вами очень довольна сегодня. На этом наше занятие окончено. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *